Такую рецензию писать одно удовольствие - знаешь, зачем. Во-первых, донести до всех, кто еще не знал, что было такое объединение живописцев начала 1910-х годов - "Бубновый валет". Во-вторых, чтобы призвать тех, кто может ходить, срочно идти в Третьяковку на Крымском Валу смотреть выставку.
Более ста двадцати работ - ну, количеством нас не удивишь. Но, во-первых, картины огромные. Во-вторых, живопись самая настоящая московская, темпераментная, ничего не стесняющаяся. Кончаловский, Машков, Лентулов, Ларионов, Гончарова, Малевич, Экстер - долго, но приятно перечислять.
Как с некой тоской говорил по воспоминаниям начала прошлого века на открытии выставки директор Русского музея Владимир Гусев, "понаехали здоровые румяные мужики с большими картинами, оказались, натурально, москвичами". Куда там утонченной питерской бледности и изысканности. Глаз пиршествует, эмоции через край. Сезанн с Гогеном и Матисс с Дереном сами были хулиганы и ниспровергатели, но уж их московские сообщники и последователи живописали от души.
Но это все еще надо было собрать вместе! Приезжая в небольшие города, сразу видишь в местных галереях "бубнововалетцев", - одна, другая, третья картина. Здесь они собраны из полутора десятков музеев плюс сама Третьяковка и Русский музей, плюс ГМИИ им. Пушкина предоставил полотна тех, кого они считали своими учителями.
И все будто друг с друга стерли пыль времени, показав, кто чего был достоин. Одним - в мировые классики искусства ХХ века, другим - кому в классики советского реализма, как Петру Кончаловскому, кому в эмиграцию, как Михаилу Ларионову. Но здесь-то они еще все вместе, еще начало 1910-х годов, искусство живо, неистово, потрясает не только зрителей, но и самих живописцев, - и ты чувствуешь их напор, радость и желание свернуть горы прежних устоев и правил прекрасного. Как сказал о картине Ильи Машкова его учитель Валентин Серов: "Не живопись, а фонарь". Именно. Собранные в десятке залов более сотни "диких" картин буквально излучают свет.
Это третья и последняя выставка данного проекта. Сначала "Бубновый валет" показали прошлой весной в Монако, знакомя публику с неведомыми ей именами русских художников, показывая, что фигуративная живопись это тоже хорошо, не обязательно салон. Потом выставка переехала в Русский музей Петербурга, где искусство объединения вписывалось в европейский контекст как шаг от Сезанна к авангарду. И, наконец, сейчас в Москве "Бубновый валет" предстал как целостное и законченное явление, где каждый художник и сам по себе гений, да еще получает энергетический заряд от своих друзей, соратников, соседей по музейной стене.
Как сказал, разглядывая картины, певец Дмитрий Маликов: "Теперь я знаю, чем отличается настоящий Машков от того, которого мне пытаются продать". Возможно, другие посетители зайдут в своих познаниях не столь далеко, но чем отличается настоящая живопись от той, которую им пытаются всучить "народные живописцы" собственных музеев, они поймут вполне.
А если учесть, что выставка "Бубнового валета" находится аккурат между "Пленниками красоты", которые предшествовали нашим героям, и биеннальными "Сообщниками", за ними радикально следующими, то вся картина искусства за последние сто с лишним лет предстает перед зрителем как на блюдечке. Не упустите момент.