03.02.2005 03:00
Общество

Для Ростислава Янковского всегда была важна оценка брата Олега

Союз Янковских - общие корни, общее дело, общая страна
Текст:  Андрей Бобок
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (200)
Читать на сайте RG.RU

С Ростиславом Янковским мы встретились в его гримерной. Первое ощущение - глаза артиста. Озорные и глубокие. Такие глаза, такой взгляд, наверное, у всех Янковских - настоящих мужчин. В Москве живет и трудится замечательный артист Олег Янковский - брат Ростислава Ивановича.

Сын бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка, выросший в интеллигентной, высокообразованной семье, Ростислав Иванович признается:

- Школу я как храм науки не запомнил. Единственное, что осталось в памяти от школы - десять наших ребят-старшеклассников, которые ушли на фронт и погибли. Мы тогда приходили к стенду с их фотографиями и смотрели на их лица, которые еще недавно улыбались нам... Еще запомнилась игра в различных драмкружках - пожалуй, единственная отдушина среди школьной рутины. Зато потом, наверное, сам Бог, решив, видно, пошутить над моим отношением к школе, дал мне любимую жену-педагога: на, бери! Очень хорошего, кстати, педагога. Но это было уже потом. А тогда после школы я всегда спешил домой. Я вообще был не очень общительным мальчиком. Знаете, такое детское одиночество, когда много читаешь, размышляешь, и в душе рождаются фантазии, наполняя твою душу глубоким внутренним смыслом...

Слушая Ростислава Ивановича, подумал: а ведь он уже тогда, очевидно, в мыслях, в душе проживал жизни героев своих книг. Не потому ли потом, уже став известным актером Янковский то и дело слышал от друзей и близких: "Ты не играешь свою роль, ты ее проживаешь".

Отец Ростислава, сам любивший театр, искусство, музыку (впрочем, как и мама), всегда поддерживал увлечение сына, когда тот еще учился в школе и занимался в драмкружке. И потом продолжал помогать ему, был первым советчиком. Стоит ли удивляться, что театральная сцена наконец дождалась Ростислава Янковского?

- Ростислав Иванович, а как вы все-таки попали на первую свою настоящую театральную сцену? Как вас тогда принял зритель?

- Мой выход на сцену, пожалуй, был подготовлен всей моей жизнью. Еще со школы - художественная самодеятельность. Тогда, во время войны, меня тянуло к неожиданному, яркому - изображать, играть. В Джезказгане на металлургическом руднике играла самодеятельность. Я ходил смотреть "Без вины виноватые" Островского и страшно заинтересовался комедийным актером, прямо влюбился в его образ. И сам потом в школе в самодеятельности играл комедийные роли. А в Ленинабаде, уже женившись и работая диспетчером автобазы, принимал участие в самодеятельности Дворца культуры. Там меня заметил руководитель местного театра Дмитрий Михайлович Лиховецкий и однажды пришел и предложил работу. Говорю, у меня нет образования. Ничего, отвечает, будете работать и учиться, педагоги у нас есть.

Вначале были несколько небольших эпизодов. Потом - пьеса Корнейчука "Макар Дубрава", я там играл этого парня. Мое первое ощущение сцены? Она была совсем небольшой. А я, хоть и был подготовлен, очень волновался - еще и потому, что моя жена, беременная старшим сыном Игорем, сидела в зале в ситцевом платье и в брезентовых синих туфлях. И надо же мне было так побежать: зацепился, упал, баян улетел за кулисы. В общем, первое ощущение - хотел сбежать со сцены. Но зритель оказался добрым, и я, хоть и нервничал, пьесу доиграл. После этого играл Петра в "Последних" Горького. Очень сложная роль, многое не получалось.

И я всю ночь проговаривал этот текст и буквально прожил роль за ночь. Пришел невыспавшийся на генеральную репетицию, надел гимнастерку, начал играть. И вдруг из зала: хорошо, молодец! Наверное, это было одним из тех мгновений, когда поверил в себя как в актера...

Переехав в 1957 году вместе с женой Ниной и сыном Игорем в Минск, Ростислав Янковский начал играть на сцене Русского драмтеатра имени М. Горького. И уже в молодые годы становится звездой сцены. Здесь были сыграны его самые знаменитые классические роли: Макбет, Арбенин, Антоний, Вершинин. Но и став мастером сцены, он по-прежнему волнуется перед выходом к зрителю.

Для Ростислава Ивановича всегда была очень важной оценка его брата Олега. И когда в Вахтанговском театре ему довелось играть в пьесе Г. Гауптмана "Перед заходом солнца" роль, с которой в былые времена блистал сам Астангов, очень волновался: что скажет брат. Олег тогда после спектакля подошел и сказал кратко: "Ничего не играешь. Проживаешь роль от начала до конца".

- Ростислав Иванович, что такое театр в вашем понимании, видении?

- Театр - это большая школа страстей человеческих. Посмотрите, иногда играет человек на сцене, и кроме мастерства видишь, что он интересная личность, он притягивает внимание. А другой вроде все делает точно, а душа к нему не тянется. Вот иногда спорят, что важнее - режиссура или актер? Да, синтез важен - и то, и другое. Иное дело, есть хорошие театры, а есть плохие. У нас в советские времена появилось много маленьких МХАТов. Копировали, не следуя учению Станиславского. Да, это не система - великое учение. Вообще, современные российский и белорусский театры - они были воспитаны великой русской театральной школой. Это всегда было мощным слиянием, наш театр питался духовной, эмоциональной и нерациональной школой. И сейчас нам надо отстаивать свою школу и то новое, что есть и что появляется, не превращать искусство в загадки и ребусы. Конечно, национальные особенности есть, и это прекрасно. Но само понятие школы, выражение существа актера, само его проживание, существование на сцене - все это остается по Станиславскому, когда актер живет ролью, когда режиссер растворяется в актере.

Не единожды Ростислава Янковского переманивали в лучшие театры Москвы и Ленинграда. Но он всякий раз отказывался по разным причинам. Однажды признался: "Уж так, как меня Беларусь приняла и полюбила, наверное, не сможет ни одна страна. В Минске Господь мне помог, судьба актерская сложилась хорошо, я сыграл множество ролей. И потом, в Русском театре была всегда хорошая, мощная труппа, которую я полюбил".

И сегодня председатель Минского международного кинофестиваля "Листопад", лауреат Государственной премии Республики Беларусь, лауреат премии "За духовное возрождение", кавалер ордена Франциска Скорины Ростислав Янковский продолжает играть на сцене и активно участвовать в общественной жизни Беларуси и России.

- Вы, Ростислав Иванович, бываете в России, в том числе в глубинке. Нас сегодня разделяет пусть прозрачная, без пограничных столбов, но граница. А духовно, по-человечески, насколько мы все-таки остались близки?

- Простые россияне, особенно в глубинке, относятся к белорусам не просто хорошо - прекрасно. И духовно мы очень близки. У нас ведь в Беларуси много отложилось русского. И то, что русский язык принят в качестве второго государственного, - правильно. В нашем случае все продиктовано жизненной логикой. Насколько все за многие десятилетия переплелось! Была колоссальная страна, нам внушалось понятие патриотизма, "советский человек" звучало гордо, и любовь к Родине была не пустым звуком. И сегодня должна быть духовная, нравственная стратегия. Должна быть цель. Говорить о человеке, о жизни, о ее перспективах надо честно. И посмеяться немного не плохо, даже над собой.

Со своей женой Ростислав Иванович познакомился на соревнованиях. Впервые увидев ее, красавицу Нину Чеишвили, понял: любовь на всю жизнь. Через три с половиной года они поженились.

Двое их сыновей тоже стали актерами. Старший сын, Игорь, работал в Театре на Малой Бронной, много снимался в кино. Затем занялся бизнесом и, кстати, об этом не жалеет. Он - организатор Московского международного фестиваля рекламы. Жена Игоря, Эвелин, - немка. У них двое детей - сын Денис и дочь Анна-Мария. Младший сын, Владимир, мечтал стать художником, но волею обстоятельств окончил театральное училище и играл в минских театрах. Потом, как и брат, занялся рекламным бизнесом.

- Ростислав Иванович, если честно, вы не переживаете, что ваши сыновья оставили театральную сцену?

- Мои сыновья состоялись в жизни: у них любимая работа, каждый из них добился успехов в бизнесе. У нас и так до предела театральная семья. Кроме того, они были и остались творческими людьми, и мне всегда важно их мнение, их оценка моего труда.

- Как вы считаете, смогли вы стать для своих детей не только хорошим отцом и другом, но и учителем?

- Учителем? Не знаю. Вспоминая своего отца, могу сказать, что отец должен учить, воспитывать на своем примере. Если твой сын будет постоянно видеть, что ты поступаешь правильно, по совести, он обязательно вырастет достойным человеком.

От редакции "СОЮЗа" и сотен тысяч наших читателей поздравляем Ростислава Ивановича с юбилеем!

Образ жизни Театр