Два года назад в Москве и Петербурге уже проводился Первый фестиваль культуры Италии, представивший панораму современного искусства в области музыки и балета. В рамках нынешнего итальянского марафона искусств в России планируются выступления известнейших театральных, музыкальных и балетных коллективов. Сегодня в Центре оперного пения Галины Вишневской выступит Scaligero - ансамбль солистов оркестра знаменитого театра Ла Скала. В ближайшей фестивальной афише - концерт оркестра Национальной акадeмии Santa Cecilia, опера Моцарта "Так поступают все" в постановке театра Piccolo Di Milano, выступление известной по предыдущему фестивалю труппы Atterballetto под управлением Мауро Бигонзетти. Итальянский дирижер Рикардо Капассо 14 февраля исполнит с оркестром и солистами "Новой оперы" на сцене Светлановского зала Дома музыки "Реквием" Верди как приношение погибшим в Великой Отечественной войне в рамках музыкального фестиваля "Площадь Победы".
На пресс-конференции, посвященной открытию "Итальянского сезона", собрались организаторы этого масштабного проекта с итальянской стороны, а также директор Музея изобразительных искусств Ирина Антонова, директор Русского музея Владимир Гусев.
Речь шла о сотрудничестве и том плодотворном диалоге русской и итальянской культуры, который ведется между нашими странами уже несколько веков.
Выставка итальянской живописи - крупнейшая в новейшей истории России: около сорока итальянских музеев приняли участие в ее подготовке. Многие полотна впервые покинули стены своих музеев. Чтобы осуществить подобный проект, итальянское правительство приняло специальное постановление о полном финансировании московской выставки. Накануне торжественного открытия "Итальянского сезона" состоялась встреча, на которой министры иностранных дел обеих стран и министр культуры России подтвердили очевидное: выставка искусств может стать образцовой точкой отсчета для возникновения новых взаимных инициатив между двумя странами. В том числе в области политики и экономики.
Выставка является уникальной по уровню представленных на ней работ. Когда на музейной стене иконы Рублева и Дионисия перекликаются с картинами Рафаэля, Тициана, Леонардо да Винчи, Пьеро делла Франческо, это кажется почти сном, во всяком случае, чудесным видением.
Достаточно сказать, что из двух сотен шедевров (а иных работ на выставке, кажется, нет) ровно половина впервые покинула Италию. В формировании представленной коллекции участвовало сорок итальянских музеев, крупнейшие российские собрания, в том числе Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея.
Блеск отдельных работ подкрепляется глубиной проникновения связей России и Италии. Достаточно вспомнить итальянцев - строителей Кремля и Санкт-Петербурга. Или русских живописцев, которые приезжали учиться и работать в Рим как в сокровищницу мировой культуры. Или русских авангардистов, синхронно работавших со своими итальянскими коллегами.
Выставка сопоставляет две мощные национальные идентичности. Можно вспомнить о византийских истоках двух наших культур, которые сближаются не только художественными поисками, но и стилем и правилами политического поведения и дипломатии.
Три месяца выставка проходила в Риме, где ее посетили более 130 тысяч человек. Теперь на очереди три московских месяца. Экспозиция сама является произведением искусства, в чем заслуга художника Бориса Мессерера, ее подготовившего. Ну и, конечно, инициатором и творческим двигателем огромной работы стала директор ГМИИ Ирина Антонова, посвятившая ей помимо остальных своих дел три года.
Точное название выставки - "От Джотто до Малевича. Взаимное удивление".
Посетители и организаторы уточняют - взаимное восхищение. Можно только позавидовать тем, кто это все теперь сможет увидеть.