Визитной карточке страны, как зовут границу по парадным датам, нужен глянец. На смену пришли технические системы контроля с супернаворотами на основе самых современных технологий. Видеокамеры передадут на пульт оперативного дежурного полную картину в режиме текущего времени, отследив все, что летит, идет или ползет через пространство, разъединяющее сопредельные стороны. Весь этот хай-тек для "зеленых фуражек" - не виртуальные картинки к благим пожеланиям. На разных участках линию рубежа берет под контроль техника ХХI века - идет коренная модернизация российской границы.
Правда, так дело обстоит пока не везде. С распадом империи появились у нас и такие кордоны, которые никто не охранял со времен Ильи Муромца. Естественно, там все надо начинать с нуля, а пока сгодится и патрульная стража на машинах, ишаках или верблюдах - где какое в ходу средство передвижения. На иных участках даже самой границы как таковой не было. Например, на российско-казахстанских степных просторах только ветер гнал перекати-поле, а сколько глаз охватывает - ни людей, ни жилищ, ни даже полосатых столбиков, потому что до последнего времени не было соглашения о делимитации границы. Рай для контрабандистов.
Поэтому по большому счету охрана рубежей начинается с бумаг или, как говорят профессионалы, с нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы госграницы. Этим и занимались на днях главы министерств и ведомств, представители президента в федеральных округах, руководители приграничных субъектов, заслушав доклад первого заместителя директора - руководителя Пограничной службы ФСБ России генерал-полковника Владимира Проничева.
Главным стал вопрос, что делать с основным законодательным актом о госгранице: усовершенствовать нынешний закон или сразу принимать новый. Пограничное ведомство ратует за новый. Довод простой - на старом устали латать дырки, внесено уже более десяти поправок и надо вносить еще вдвое больше. Страна все ощутимее интегрируется в мировую экономику, активно взаимодействуя с международным правом, формируется планетарное информационное пространство. Борьба с международным терроризмом, забота об экологической безопасности, защита прав личности тоже прямо и непосредственно касаются границы.
Советом безопасности РФ и госпогранкомиссией уже приняты решения, позволяющие улучшить работу пунктов пропуска. Сокращается количество государственных контрольных органов, действующих в этих пунктах. Решается вопрос, как упростить пограничный и таможенный контроль для тех, кто постоянно зарегистрирован на приграничной территории. Президент дал поручение упростить также порядок многоразового пересечения границы российскими судами при ведении промысла водных биологических ресурсов.
Пограничники переходят от войсковой охраны преимущественно к оперативно-разыскным действиям по противодействию трансграничной преступности. Следовательно, уходит в прошлое и привычный термин "пограничные войска". Словом, проблем много. Сославшись на 71-ю статью Конституции РФ, которая относит определение статуса и защиту государственной границы к ведению Российской Федерации, Владимир Проничев предложил рассмотреть концепцию проекта нового федерального закона "О статусе и защите государственной границы Российской Федерации".
В чем его принципиальные отличия? Если иметь в виду цель, то она в духе времени - облегчить жизнь людям, "осуществляющим в пограничном пространстве правомерные виды деятельности". Ради этого предлагается ввести в нормы закона общие, базовые вопросы статуса и защиты государственной границы, ее содержания, режима пограничных зон и пунктов пропуска. Все иные вопросы, в целях оперативного реагирования на динамично меняющуюся обстановку на конкретных участках границы, регулировать подзаконными правовыми актами. Члены комиссии согласились с таким подходом и одобрили концепцию нового федерального закона. А затем взялись за другую важную проблему - как перенести контроль за перемещением лиц, транспорта, грузов, товаров и животных из удаленных пунктов пропуска непосредственно к границе. Первый заместитель руководителя службы - начальник Организационного департамента Погранслужбы ФСБ России генерал-полковник Мансур Валиев обрисовал такую картину.
Всего у нас 442 пункта пропуска. Но 50 из них значительно удалены от границы. В их числе 27 железнодорожных, 22 автомобильных и один речной.
В основном это характерно для российско-казахстанского и российско-украинского участков - Астраханская, Белгородская, Оренбургская, Омская, Ростовская и ряд других областей. Пункты пропуска удалены от границы где на 10, а где и на 70 километров. Что показывает жизнь? Пока транспорт движется эти десятки километров, можно посадить или высадить людей, выгрузить или принять на борт товары и грузы. А то и еще круче - по объездным дорогам и маршрутам переправить через границу незаконных мигрантов, наркотики, оружие, иную контрабанду.
Сами пограничники не ждут у моря погоды, а понемногу исправляют положение. К началу нынешнего года организовали пограничный контроль в 12 автомобильных пунктах пропуска прямо на границе. Но они временные, не обустроены. К тому же другие госорганы осуществляют свои функции в прежних местах. Пограничники предлагают определиться по ряду принципиальных вопросов.
Во-первых, с местами, куда будет переноситься контроль из удаленных пунктов пропуска. Во-вторых, выработать единые технические требования к пунктам пропуска и технологии контроля, а также решить, что делать с неэффективно функционирующими пунктами, которых, по их мнению, 84. Они предлагают построить на границе 30 новых пунктов, 47 старых закрыть, а еще на 37, ввиду малых объемов потоков, организовать работу "вахтовым методом". По мнению М. Валиева, надо создать в системах минтранса и минобороны государственные учреждения - администрации пунктов пропуска, наделенные полномочиями по проектированию, строительству, обустройству и эксплуатации пунктов пропуска через государственную границу.
Государственная пограничная комиссия поручила минэкономразвития подготовить расчет стоимости переноса удаленных пунктов пропуска непосредственно к границе и представить в правительство свои соображения о порядке его финансирования. Решили, что в течение 2005-2010 годов вопрос с пунктами пропуска, образно говоря, должен быть закрыт.
Комиссия утвердила также Концепцию формирования системы обеспечения интересов РФ в пограничной сфере, проект которой представил заместитель руководителя Погранслужбы ФСБ России генерал-майор Николай Рыбалкин. Этот документ предназначен для согласования усилий органов госвласти, субъектов Федерации, местного самоуправления, организаций и общественных объединений в их деятельности по реализации пограничной политики России.