По словам Артемьева, уровень монополизации, который за последние 14 лет существенно повысился, мешает развитию малого и среднего бизнеса, а следовательно, снижает темпы экономического роста. 95 процентов бизнесменов сталкиваются с произволом монополий и вынуждены либо ограничивать, либо приостанавливать свою деятельность.
Новый закон позволит свободнее вздохнуть малому и среднему бизнесу. Артемьев сказал, что представители деловых кругов поддерживают проект и выступают за его скорейшее принятие. Законопроект без замечаний был одобрен минфином, минэкономразвития, ФСФР и Центробанком России. В то же время МВД, минпромэнерго и министерство природных ресурсов высказали несогласие с некоторыми его положениями. Впоследствии они были устранены. А вот разногласия принципиального характера с Федеральной службой по тарифам и Государственно-правовым управлением президента РФ остались. Авторы проекта считают, что их можно будет устранить еще до рассмотрения документа Госдумой.
В соответствии с проектом антимонопольное ведомство перестанет контролировать покупку каждой акции компании. Его будут интересовать только большие пакеты - от 25 процентов. Порог сделок, которые не считаются монопольными, будет повышен до 3 миллиардов рублей. Разрешение ФАС понадобится только тому, кто приобретает блокирующий или контрольный пакет акций или претендует на владение 75% плюс одна акция компании.
Освобождение от ненужной бумажной волокиты усиливает возможности ФАС в борьбе с засильем так называемой "олигопольной" экономики. По словам Артемьева, в любой отрасли или регионе доминируют одно-два крупных предприятия, а рядом с ними - выжженная земля, мелкого и среднего бизнеса рядом не возникает. К ним не придерешься - каждая из компаний занимает не более 35 процентов рынка, и в то же время это монополии.
По задумке разработчиков новый закон положит этому конец, стоит только применить пункт о "коллективном доминировании" на рынке. После чего штрафы за нарушение закона в отличие от сегодняшних в финансовый план уже не включишь - за злоупотребление доминирующим положением компания может лишиться до 2 процентов от годовой выручки, а за картельный сговор - до 4 процентов оборота.
То, что олигополии часто идут на сговор для получения сверхприбылей, ясно. Но вот как это установить? Они ведь не подписывают при этом соглашение, часто даже не ведут никаких переговоров. Просто одна компания устанавливает, например на бензин, новую цену, и сейчас же, как по команде, цена меняется на всех АЗС на этом направлении. По мнению аналитиков, механизм определения сговора в законопроекте слабо прописан.
Как подчеркнул Герман Греф, "многое будет зависеть от правоприменительной практики", потому что определение товарного рынка, злоупотребление доминирующим положением на котором считается преступлением, в законопроекте дано весьма туманное.
Главный реформатор как в воду глядел. Уже на следующий день после заседания правительства на встрече с президентом вице-премьер Александр Жуков получил задание разработать эффективный механизм реализации закона, чтобы новый закон после его принятия заработал без сбоев.
Вице-премьер подчеркнул, что антимонопольный контроль не должен превращаться в одну из дополнительных препон для хозяйствующих субъектов. "Вмешательство антимонопольной службы должно быть оправданным, эффективным и своевременным", - отметил вице-премьер.
Чем сильнее наказание, тем меньше нарушений, считает Игорь Артемьев, например, в Америке штрафы за картельные соглашения достигают 1 миллиарда долларов, что позволяет эффективно бороться против сговоров.
У нас за "картельные сговоры" штраф предлагают довести до 6-8 процентов от годовой выручки компании, а также дисквалифицировать тех, кто подвергался штрафам неоднократно. Однако, как полагают некоторые эксперты, предложения ФАС не вполне соответствуют мировой практике. Там обычно изымается прибыль от сговора, а компания штрафуется пропорционально этой прибыли или на фиксированные штрафы.
По мнению антимонопольщиков, естественные монополии необходимо более жестко контролировать, а то они совсем распустились. В прошлом году рост тарифов на их услуги побил все рекорды. Например, тариф на железнодорожные перевозки поднялся на 200 процентов. Оптовые цены на газ выросли на 125,2 процента, на электроэнергию - на 133,3 процента.
ФАС берется контролировать и госорганы, причем любого уровня: от федерального до регионального и муниципального. А точнее - действия чиновников в рамках господдержки предприятий. Впрочем, ФАС не собирается блокировать предоставление госпомощи, если будут соблюдены простые условия - средства господдержки будут учтены в бюджете, а сама помощь будет предоставляться по результатам конкурса.
Вот, на наш взгляд, некоторые главные положения нового законопроекта:
- доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовых организаций), доля которого на рынке определенного товара превышает 50 процентов (в действующем Законе "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" норма 65 процентов), за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим;
- доминирующим признается положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), если в отношении них выполняются следующие условия: совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доли каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на данном рынке, превышает 50 процентов. Настоящее правило не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее 5 процентов;
- совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доли каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на данном рынке, превышает 70 процентов. Настоящее правило не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее 50 процентов.
Виды монополистической деятельности, в отношении которых не требуется доказательства их негативного воздействия на конкуренцию
- установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;
- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
- навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и других);
- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
- отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара;
- установление различного уровня цен различным покупателям, приобретающим один и тот же товар за исключением скидок на оптовые или крупные партии товара);
- установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
- повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
- раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
- отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);
- установление различного уровня цен различным покупателям, приобретающим один и тот же товар;
- установление условий членства в профессиональных и иных объединениях, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Увеличиваются в 150 раз пороговые значения:
- для предварительного согласования сделок - до 3 млрд. рублей
- для уведомлений о совершении сделок - до 200 млн. рублей
- Отменяется согласование каждой сделки по приобретению акций
- Получение предварительного разрешения обязательно только для приобретения блокирующего пакета (25%), контрольного (50%) и пакета, исключающего возможность блокирования решений акционера третьими лицами (75%)
- Исчезает предварительное согласование создания финансовых организаций и увеличения их уставного капитала
- Отменяется антимонопольный контроль в отношении некоммерческих организаций:
- контроль за созданием, слиянием и присоединением некоммерческих организаций
- контроль за изменением числа участников некоммерческих организаций
мнения |
У оппонентов свои аргументы
У проекта немало критиков. Так глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко считает, что в некоторых сферах экономики монопольные структуры должны быть по определению, а "крупный бизнес тоже может быть честным". По его мнению, в условиях глобализации Россия должна поддерживать крупные интегрированные структуры в энергетическом машиностроении, авиационной промышленности и других областях, для того чтобы сохранить свои позиции на мировом рынке.
Приверженцы экономического либерализма тоже недовольны некоторыми аспектами законопроекта. Советник главы МЭРТ Андрей Задернюк заявил, что меры, записанные в законопроекте, возвращают государство к чрезмерному регулированию рынков.
"Я думаю, что нужно поставить больше барьеров вмешательству Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по тарифам, правительства РФ в работу рынков каждые пять минут, - считает Задернюк.