08.02.2005 01:00
Общество

Злое телевидение

Текст:  Юрий Богомолов (обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3693)
Читать на сайте RG.RU

Мораль, этика и толерантность снова стали предметом возбужденного
общения образованных граждан меж собой. Во-первых, в связи с последним
выпуском программы "К барьеру!". Во-вторых, по поводу того, что четвертый
канал "Би-би-си" выдал в эфир интервью с Басаевым, о чем были сюжеты в
новостных программах.
Был и третий мотив: в рамках пиар-кампании по раскрутке субботнего шоу "Розыгрыш" пятничная передача "Пять вечеров" поставила ребром вопрос: позволено ли быкам шутить над Юпитерами?

Маша Арбатова сердится...

О "Розыгрыше" и его этических проблемах я написал в предыдущем обозрении. Но, как принято выражаться у юристов, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами по этому делу, пожалуй, стоит вернуться к его сути.

Напомню, что цензура на отечественном ТВ началась с невинного розыгрыша телезрителей. Некоронованный король розыгрыша Никита Богословский во время одного из эфиров предложил зрителям кросс: кто скорее всех в разгар летней жары в шубах, шапках и валенках примчится на Шаболовку. Эффект превзошел ожидания: толпа по-зимнему одетых советских граждан заполнила студию. Передачу пришлось прервать, последовали серьезные оргвыводы. С шутками на время покончили. ТВ тогда на свою беду посмеялось над простыми гражданами. Теперь мы дожили до того, что оно "подставляет" випов. Випы иногда довольны (возможность лишний раз помелькать на экране), а порою сердятся - совсем как Юпитеры.

В "Пяти вечерах" была предпринята попытка понять рассердившуюся Машу Арбатову. Что ее задело? То, что предметом шутки стали ее гуманистические принципы? Так она ими не поступилась и поднялась на защиту якобы избиваемых девушек из турагенства. Здесь имидж общественной звезды оказался обеспеченным ее реальным поступком. В чем тогда проблема? До ответа на этот вопрос дело не дошло. Жертвы других "Розыгрышей" стали наперебой рассказывать, как они смеялись, что их так ловко "развели".

А "разводят" их, как правило, на одном и том же - на интересе к бесплатному сыру. Похоже, и гордая феминистка Мария Арбатова клюнула на ту же наживку, раз она приехала в турагентство оформлять обещанные круизы. Тут бы себе и сказать: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною!" Но нет, "поп" становится на публицистические котурны и произносит грозную сентенцию в том духе, что ему не до смеха, когда в стране так много жестокости, насилия и прочего зла.

Зла и вправду хватает. В том числе и в телевизионных розыгрышах.

Алексей Леонов улыбается

Видимо, по замыслу инициаторов дуэли генералов Алексея Леонова и Альберта Макашова предполагалось, что этот выпуск "К барьеру!" станет проверкой нашего народа на антисемитскую вшивость.

Проверка дала безрадостные результаты. Победил антисемитизм с внушительным перевесом. По крайней мере, в европейской части России.

Конечно, можно сожалеть, что, во-первых, к барьеру пригласили такого зоологического антисемита, как Альберт Макашов, во-вторых, в качестве оппонента ему назначили человека порядочного, но никак не полемиста. Видимо, те же инициаторы сильно понадеялись на его репутацию, на былые заслуги перед Отечеством, на его несомненную русскость...

Милое дело: выставить против площадного ксенофоба с лампасами человека тоже военного, тоже с генеральскими лампасами и со всемирно отзывчивой славянской душой. Это маленькая хитрость, к коей мы, журналисты, прибегали еще в советские времена. Тогда, чтобы спасти от идеологического разгрома спорную повесть или фильм, звали в рецензенты приличного, но при этом сертифицированного советского человека, то есть дважды орденоносного, трижды Героя, четырежды лауреата и т.д. Не всегда этот фокус проходил, но иногда он давал положительные результаты.

Нынче следовало бы сказать, несколько перефразируя Давида Самойлова: время у нас такое - каждый может попасть в жаркое.

Вот Леонов и попал. Он-то думал, что пришел на шоу: он улыбнется, ему улыбнутся, он - аргумент, ему - контраргумент; потом все будут аплодировать, и они с Макашовым, два советских генерала, пожмут друг другу руки и разойдутся, обменявшись кителями. А на него с первых минут покатился такой вал злобной агрессии...

Во-первых, он узнал, что в стране воспитывается диаспора, которая будет убивать российских младенцев и пить их кровь. Во-вторых, пока подрастает новое поколение кровососов, старое, в лице олигархов, уже обескровило русский народ. Потом космонавт узнал и про себя всю нелицеприятную правду: например, что он "скурвился". А когда время шоу вышло и Алексей Леонов двинулся с добродушной улыбкой пожать своему противнику руку, как это принято у боксеров даже после самого ожесточенного боя, у футболистов после самой бескомпромиссной игры, Альберт Макашов сделал жест, который означает примерно то, что крикнул футболист Евсеев в камеру после забитого ирландцам гола. Еще он сплюнул, ругнулся и повернулся задом к оппоненту.

Уходил он со словами: "Народ скажет свое слово".

Ксенофобская часть его сказала. И довольно громко.

Если завтра революция

Сожалеть можно о многом. В том числе о том, что вообще ТВ ввязалось в полемику с бытовыми антисемитами. Не получилась она у Владимира Соловьева. Немногим лучше, к сожалению, удалась и Владимиру Познеру в его "Временах" - базар стоял такой, какого никогда не было на этой программе. Просто там, за "круглым столом" сидели более цивильные, можно сказать, кабинетные юдофобы, у которых на уме то, что у Макашова на языке.

Все гуманистические возражения на тупое черносотенство свелись примерно к одному: евреи - тоже люди, и не все они олигархи, некоторые из них родину защищали, а иные в космос спутники запускали.

Передача Соловьева, поскольку она имела интерактивное эхо, оказалась тестом и, по большому счету, розыгрышем. Но уже без кавычек.

Разыграли народ, заметная часть которого, как выяснилось, купилась на наживку ненависти и психологически, по крайней мере, к погромам готова.

Важно, чтобы это понимала власть. Нужно, чтобы это имели в виду буревестники демократической революции, призывающие либералов поступиться принципами и заключить союз "хоть с чертом, хоть с дьяволом" ради завоевания власти. Это - к вопросу о том, если завтра революция, то какого цвета она будет?

...К слову сказать, андерсеновские портные разыграли не только Короля, но и его верноподданных. Мальчик имел основания воскликнуть: "А народ-то голый".

P.S. Из "Переписки"

Уважаемая редакция! По НТВ в программе "К барьеру!" на черносотенном знамени генерала Макашова была в числе прочих цитата из моего давнего, 1998 года, обращения к олигархам еврейской национальности. В связи с этим убедительно прошу дать мне возможность через вашу газету незамедлительно отмежеваться от Макашова и его думских единомышленников и высказать свое отношение к этому вопросу. Оно в следующем: в 1998 году я призывал олигархов помочь стране, попавшей в дефолт по вине ельцинского правительства, и тем самым поднять репутацию всего еврейства в глазах народа. К сожалению, тогда они этой возможностью не воспользовались. Сегодня вырывать цитату из контекста времени и применять ее к нынешней ситуации нелепо.

Хорошо бы Макашову помнить об этом.

С уважением, Эдуард Тополь.

СМИ и соцсети