Знакомство с ее текстом, размещенным на сайте минэкономразвития, проясняет, в чем тут дело: министр продолжает настаивать на том, что выполнить амбициозные планы и удвоить ВВП к 2010 году одним усилием воли не получится. Нужны реформы, а с ними плохо: те, что есть, недоделаны, иные не начинались, а по другим идет откат назад. Своим упорством министр показывает приверженность курсу либеральных реформ, а внешне абсурдный спор о "циферках" выливается в глобальный вопрос: готово или нет правительство поверить либеральному министру, и форсировать реформы, или оно будет вновь требовать у г-на Грефа сценария удвоения ВВП менее радикальными способами.
Программа минэкономразвития - пожалуй, самый либеральный документ, рожденный в недрах власти за последнее время. Все самое заветное, о чем шушукались эксперты в недрах Центра стратегических разработок, этом "кружке Сперанского" современности - все здесь. И неправда, что в программе ничего нет про удвоение ВВП за 10 лет - в ее первых строках выполнение этой задачи названо "главным индикатором успешности". Другое дело, что прочие 230 страниц посвящены всяческим "но", и это очень неприятно слышать на фоне "нефтяного бодрячества". Авторы твердят: "ресурс 1998 года" исчерпан, ресурс роста за счет нефти исчерпан, вообще, все ресурсы исчерпаны. Что надо? Довести либерализацию до предела. "Вмешательство государства... отдаляет от главной задачи - построения эффективной экономики", - говорится на первой странице программы.
Оценка "золотого времени" 2000-2003 годов дышит негативом: "Реформы ограничиваются разработкой и принятием федеральных законов и постановлений правительства РФ", а как они исполняются - государство не заботит. Прямо сказано, что "экономические проблемы России не могут быть разрешены при помощи чисто экономических инструментов": суды работают плохо, а бизнес недоволен правоохранительной системой. Государство должно выработать "исключительно тонкие механизмы настройки экономических процессов, требующие осторожного вмешательства в ткань экономической жизни". "Крайне важным является не преувеличивать прогностические возможности государства", когда налицо "административное формирование отраслевых приоритетов".
Эти идеи с разной степенью убедительности проходят через весь текст. Бедные? Пусть зарабатывают сами, а государство обязано выучить бедных детей, и дать возможность бежать из депрессивных регионов. Мигранты? Пусть едут: надо отменить квоты на миграцию, и снять все барьеры на пути движения рабочей силы. Бюджетники? Да, нужно поднять их зарплату к концу 2008 года не менее чем на 40 процентов, но важнее дать им возможность применить себя в негосударственных секторах. Пенсионная реформа, понятное дело, раскритикована: она замерла на половине, а пенсионные деньги мертвы для экономики.
Строители погрязли в монополиях, строят мало и дорого, а из-за раздрая в банковском деле люди не могут взять кредит. Ответственность за налоговые дыры, на которых попался "ЮКОС", возложена на налоговиков: надо было вовремя залатать. Гражданам сохранят плоскую шкалу подоходного налога, но увеличат вычеты на социальное страхование и пенсии. Имущество надо защитить. Пусть ФАС орудует активнее, но "целесообразно ограничение сроков ареста имущества юридических и физических лиц и прочих обременений, осуществляемых правоохранительными органами без санкции суда". Странно видеть в этом же абзаце пассаж о необходимости меньше народу сажать в тюрьму, и сообразовываться с тяжестью преступления, но умеющие читать между строк поймут, о чем (или о ком) тут речь.
Задачи административной реформы объявлены не выполненными - государство не стало лучше работать, а его влияние на бизнес "избыточно". Само существование госмонополий ("Газпром", РЖД, РАО "ЕЭС России") объявлено смертным грехом государства: регулируя тарифы, оно не дает отраслям развиваться. Особо досталось "Ростелекому" - этот монополист должен быть разрушен. Рецепт - "дальнейшее сокращение нерыночного сектора, разумное завершение либерализации экономики, начатой в 1992 году и незаконченной из-за опасений социальных конфликтов".
Чтобы убедить, надо напугать. В 2008-2011 годах нынешняя модель экономики исчерпает себя, ВТО даст знать наплывом конкурентоспособного импорта, а мировая конъюнктура (читай - "цены на нефть") ухудшится. Это приведет к "паузе роста" (тактичный термин) со "значительными социальными издержками". Вот что будет, если не будет реформ. Отсюда - два сценария, пассивный и "инновационно-активный". Правда, оба предполагают, что нефть будет дорогая, а финансы стабильными. Смело, но иначе оптимизм совсем улетучится. Активный сценарий дает рост ВВП на 2-2,2 процента больше, чем пассивный, и после кризиса 2011 года выходит на уровень в 7 процентов в год. Пассивный же после 2010 года не дает больше 4,2 процента. Задача удвоения ВВП за 10 лет не решается.
Будущее России разложено на три этапа. Время с этого года до 2007-го презрительно названо "инерционным периодом" - растет за счет нефти, ВВП увеличивается на 4,8 процента по пассивному сценарию и на 6,2 - по активному. С 2008 по 2011 год - пауза, но ее не будет при активном сценарии, а вот пассивный дает провал до 4,4 процента. Наконец, в 2012-2015-м - ускорение. Все эти циклы отразятся на людях, но только на работающих: число откровенно бедных сокращается слабо, а вот условно бедных (молодых, здоровых трудяг) - с 74 миллионов человек до 36-39 миллионов. Эти люди и дадут мощную прослойку среднего класса (половина населения против нынешних 20). Особо должно, наверное, радовать, что при оптимистичном сценарии в 2015 году ВВП на душу населения составит 20 тысяч долларов - как в Португалии и Чехии в... 2003-м.
Самое неприятное в этой программе, во-первых, то, что она, скорее всего, реалистична, а результаты все равно скромные. Но главное - это "во-вторых": программа предполагает жесткий конфликт элит практически по всем направлениям. Можно ли расти, конфликтуя? 2000-2003 годы уже дали отрицательный ответ. Пресловутое торможение реформ - это либо неумение сделать реформы выгодными элитам (и тем самым заблокировать их сопротивление), либо невозможность этого. В этой связи будущее самой программы видится так. Либо ее остракизм с отстранением от прогнозирования либералов из ЦСР, либо принятие и исполнение по схеме "хотели как лучше". Вероятнее последнее, что вряд ли смутит либералов - их руки чисты, ведь это они хотели как лучше, а получилось бы или нет, уже не узнаешь.
Комментарии
Иосиф Дискин, сопредседатель Совета по национальной стратегии:
- Россию ожидает экономическая стагнация, если не изменится институциональная среда и не появится внятной экономической политики. Относительно среднесрочной программы: хорошо, что она появилась, что в ней важное место заняли социальные проблемы - борьба с бедностью, реформа образования, здравоохранения. Но ключевая идея - ограничение вмешательства государства. Я бы не хотел использовать термин "безголовый либерализм", но, по-моему, без вмешательства государства невозможно ликвидировать перекосы в экономике. В частности те, что приводят к снижению спроса на высшее образование и к снижению стимулов приобретать высокие позиции в науке, в армии и т. д. Нет конкретного плана ни по борьбе с бедностью, ни по преодолению гигантской дифференциации доходов. Нет путей решения демографических проблем (снижение рождаемости, гибель мужчин трудоспособного возраста). Естественно, что только экономическими мерами ситуацию не исправишь, однако я считаю позорным не говорить о них в стратегии развития страны.
Сергей Алексашенко, президент Центра развития:
- Я вообще скептически смотрю на возможность выработки осмысленной программы. Да, проблем у нас - более чем достаточно. Однако власть, на мой взгляд, убеждена в том, что "в стране все хорошо": темпы роста, профицит бюджета, растущие золотовалютные запасы и т. д. Но ведь ни в одной стране не делаются реформы, когда "все в порядке". Социально-экономическая ситуация стабильна, она устраивает власти, поэтому любое предложение что-то кардинально изменить вызовет недовольство. И заметьте, что правительство Касьянова никаких реформ не предлагало. На мой взгляд, программа только тогда имеет шанс быть реализованной, когда ее придумывают те, кто будет ее непосредственно исполнять. А то, что сейчас сделали минэкономразвития и правительство, сделано "для галочки". Никакие проблемы в экономике не возникают мгновенно, и уже сейчас есть признаки того, что лет через пять создаст большие проблемы. Во-первых, реальная инфляция уже сейчас существенно превышает декларируемую. Во-вторых, реальный курс рубля сейчас больше, чем перед кризисом 98-го года, и это создает препятствия для развития экономики. В-третьих, импорт растет такими темпами, что уже через 2-3 года мы будем ввозить столько же, сколько вывозим: полученные нефтедоллары будем полностью расходовать на импорт. И наконец основная проблема, которой не касается программа, - это крайне низкий уровень инвестиций в экономику, что является следствием дезориентации бизнеса. Бизнес перестал понимать, что хотят власти, а страна вернулась на уровень середины 90-х, в эпоху первоначального накопления капитала.
Виктор Ивантер, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН:
- Мы разделяем прогнозы минэкономразвития по росту ВВП - они сделаны весьма профессионально. Наш прогноз роста ведущим отраслям на ближайшие 5-7 лет предполагает среднегодовые темпы роста 3,6 процента, в случае, если экономическая политика будет вестись в прежнем русле, и 7,1 процента, если будут приняты специальные меры. Последнее означает, что экономическая политика должна быть деидеологизированной, чисто прагматической, власти не должны принимать решения без оценки всех возможных последствий. Этого прагматизма программе не хватает: не предусмотрены конкретные меры ни по развитию лизинга в авиации, ни по жилищному строительству, ни по ипотеке. Программа минэкономразвития говорит о развитии конкурентного рынка, о повышении конкурентоспособности. Но возможно ли построить нормальный конкурентный рынок на основе монопольно-криминального рынка топлива?
Денис Муханов, генеральный директор Русского экономического общества:
- Прогноз г-на Грефа об удвоении ВВП верен при условии, что страна пойдет по инновационному сценарию. В связи - вопрос в отношении развития малого бизнеса. Г-н Греф говорит, что сырьевые отрасли исчерпали свой потенциал. Кто бы возражал. Но реально правительство ничего не делает: малые предприятия курирует один из отделов одного из департаментов минэкономразвития, и что происходит в стенах этого отдела, неизвестно. Помешать России развиваться по активному сценарию может само правительство, его непоследовательность, отсутствие мониторинга. Другая угроза - чрезвычайные обстоятельства в мире и в стране. Вспомним, что из-за трагедии в Беслане административная реформа отошла на второй план. Зато если упадет цена нефти, то это будет отличным стимулом для того, чтобы мы начали развиваться по инновационному пути.