09.02.2005 02:00
Общество

Ледокол "Красин" возвращается во Владивосток

Капитан ледокола рассказал читателям "РГ" об уникальной операции, которая сейчас проходит в Антарктиде
Текст:  Виктория Авербух
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3694)
Читать на сайте RG.RU

В Антарктиде завершается российская гуманитарная операция по оказанию помощи. Сегодня ледокол Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) "Красин" начнет обратную проводку контейнеровоза "Америкэн Терн" от причала научной базы Антарктической Программы Национального научного фонда США "МакМердо" на чистую воду моря Росса.

Напомним, что танкер пытался доставить 10 тысяч тонн продовольствия, медикаментов и научного оборудования на станцию "МакМердо". Традиционно ледовая проводка судов, обеспечивающих полярную станцию "МакМердо" всем необходимым, осуществляется двумя ледоколами Береговой охраны США "Полар Си" и "Полар Стар", мощность которых, правда, в несколько раз ниже мощности "Красина". Но из-за ухудшения ледовой обстановки, а также поломки одного из ледоколов было принято решение обратиться к России с просьбой о срочном направлении в Антарктиду российского ледокола.

Ледокол "Красин" вышел из Владивостока курсом на Антарктиду 21 декабря 2004 года, и до сих пор экипаж работает в Антарктиде. "РГ" удалось связаться с капитаном российского ледокола Виктором Ковальчуком, который рассказал нам подробности уникальной операции.

Российская Газета: Как быстро "Красин" сумел выйти в Антарктиду для выполнения операции по оказанию помощи "МакМердо"?

Виктор Ковальчук: Подготовка была выполнена максимально быстро. Всего за три дня экипажу ледокола "Красин" и всему коллективу Дальневосточного морского пароходства удалось полностью подготовить ледокол.

РГ: Вы что-нибудь повезли американцам или осуществляли лишь функции "проводника"?

Ковальчук: Нет, "Красин" обеспечил проводку к станции танкера "Пол Бэк" с 19 тысячами тоннами топлива, затем он выполнил обратную проводку этого судна на "чистую воду". После этого к станции был проведен сухогруз, на борту которого было 10 тысяч тонн продовольствия и медикаментов, сегодня планируется начать его обратную проводку. Причем проводка к станции сухогруза была более сложной, поскольку в антарктическом море Росса, на берегу которого находится "МакМердо", ухудшились погодные условия - понизилась температура и усилился ветер.

РГ: Сколько времени потребовалось, чтобы дойти до моря Росса? Какие главные трудности можете отметить в таком сложном задании?

Ковальчук: Переход к станции "МакМердо" занял 30 суток. Труднее всего было при пересечении тропической зоны. Температура в каютах превышала 40 градусов по Цельсию, в машинных отделениях - 70 градусов. Это была высочайшая нагрузка и на технику, и на людей. На борту были даже зафиксированы случаи тепловых ударов. Затем были "ревущие" сороковые широты и стонущие "пятидесятые" - они также доставили нам немало проблем. Так, например, тропический циклон "Керри" "прихватил" ледокол на подходе к Новой Зеландии и не давал нам покоя в течение четырех суток!

РГ: Была ли опасность ледоколу самому оказаться в ледовом плену?

Ковальчук: Безусловно, могли помешать крупные айсберги. Если бы обломки айсберга "B-15" полностью перекрыли проход между островом Бофорта и островом Росса, то пройти к станции стало бы невозможно. То есть если бы они перекрыли выход, то в ледовом плену оказались бы "Красин", "Полар Стар" и суда, проводку которых осуществляли ледоколы.

РГ: Действительно ли дела у американцев были так плохи, что если бы наш ледокол не пробился, пришлось бы эвакуировать всю станцию?

Ковальчук: На станции есть аэродром. То есть в случае необходимости есть возможность эвакуировать персонал станции. Конечно, если бы "Красин" не сумел провести к станции суда с топливом и продовольствием, американские ученые просто не смогли бы нормально жить и работать.

РГ: Когда планируется возвращение "Красина" во Владивосток?

Ковальчук: Операцию в Антарктиде планируется закончить к 11 февраля. Время перехода во Владивосток - около 25 суток. 20 марта ледокол уже должен начать работу на Магаданском направлении.

Руководство Национального научного фонда США направило письмо с благодарностью капитану и экипажу ледокола "Красин" "за образцовую работу, выполненную в ходе операции помощи американской полярной станции "МакМердо". Надеемся, что и дома работу экипажа оценят по заслугам. В Дальневосточном морском пароходстве "РГ" рассказали, что 53-летний Виктор Ковальчук - один из опытнейших ледокольных капитанов, вот уже 14 лет является капитаном "Красина", награжден несколькими профессиональными медалями и знаком "Почетного полярника".

Наука