Итальянцы имели свои резоны открыть столь грандиозный культурный марафон в небольшом и не помпезном Центре пения Галины Вишневской. Два года назад центр уже выступил организатором Первого фестиваля итальянской культуры, показав тогда Москве спектакли знаменитой балетной труппы Aterbaletto под руководством Мауро Бигонзетти и оркестр Maggio Musicale Florentino под управлением Зубина Мета. Преамбулой нынешнего фестиваля стали дни русской культуры в Риме, организованные по случаю премьеры выставки на Квиринальском холме "От Джотто до Малевича". Российская культура предстала в Риме во всем своем нынешнем обличье: от живописи ХХI века и нового кино до циркового искусства и блинов с икрой. Одним из организаторов римских торжеств вновь оказался Центр Вишневской, молодые выпускники которого услаждали своим искусством именитых гостей виллы Абамелек - резиденции посла РФ в Италии. Как сказала Вишневская: "Италия была первой страной, куда советские власти выпустили меня на гастроли в конце 50-х годов". И это потрясение от величия и красоты Италии осталось с ней на всю жизнь.
Музыканты, раззадорившие публику, получили сладкие подарки, а г-ну Бонетти вручили аж целую корзину печенья
На презентации "Итальянского сезона" в собственном театре Галина Вишневская, правда, не присутствовала, изящную программу ласкаловцев открыл г-н Бонетти. Четырнадцать миланских музыкантов, выступающих в этом составе полтора десятка лет, ведут сегодня отдельную от "Скалы" концертную жизнь и исполняют самый невообразимый репертуар, сочетая барокко и Гершвина, скрипку и аккордеон. Этот эффектный микс из музыки Россини, Каваллини, Нино Роты, Пьяццоллы и этно-джаз прозвучали в московской программе. Если учесть, что стимулом для создания Scaligero была личная дружба оркестрантов, то итогом их чисто мужского союза стали идеальное качество ансамбля, притертость инструментов - звук к звуку и коллективная азартная энергия, позволяющая проскакивать через любые сложности музыкальной техники. В сольных партиях Джузеппе Этторре (контрабас), Маурицио Симеоли (флейта), Фабрицио Мелони (кларнет), Марио Марци (саксофон), Симоне Занчини (аккордеон) доказали, что каждый из них является и самостоятельным солистом-виртуозом, способным зажигать самую искушенную аудиторию.
В антракте этого необычного музыкального действа посол Италии г-н Бонетти дал короткое интервью "РГ":
- Италия - страна-музей. Такого количества шедевров искусства не имеет ни одна страна в мире. Что ощущают современные итальянцы, живя в этой среде? Как поддерживается это культурное наследие?
- Обычные итальянцы не задумываются об окружающих памятниках. Для них - это просто декорации, среди которых проходит их жизнь. Но когда они попадают в музей или храм, то, конечно, ощущают силу искусства. Главная проблема в том, что итальянцы живут в основном в старинных, средневековых городах, где есть и античные развалины. Это означает, что огромное количество культурных памятников необходимо специально поддерживать. По статистике, около 60 процентов мирового культурного наследия находится в Италии.
- В Италии охрана памятников осуществляется за счет государства или имеют значение спонсорские вложения?
- Состояние памятников поддерживают правительство, администрация области и администрация города. Существует целая программа по сохранению культурного наследия. Спонсорство развито меньше, потому что в Италии невыгодный для спонсоров налоговый закон.
- Хорошо ли вы знакомы с русской культурой, какие у вас личные предпочтения?
- Прежде всего мне хотелось бы лучше выучить русский язык, чтобы я смог читать русскую классику. Кроме того, я слушаю много русской музыки, она ведь не требует знания языка. И могу сказать, что русские композиторы просто великолепны. Конечно, я люблю и русскую живопись ХIХ и ХХ веков. Мы собираем с женой собственную коллекцию, в основном - современных художников.
Вечер, которым г-н Бонетти открыл "Итальянский сезон" в Москве, закончился веселым эпилогом. Музыканты, раззадорившие публику до бесконечных бисов, неожиданно получили подарки "на десерт" - упаковки сладкого печенья, а г-ну Бонетти вручили аж целую корзину российских сладостей. Так что впереди не только у русских, но и у итальянцев целый год сладкой жизни - dolche vita.