У Аллы Золотаревой есть в Воронеже своя авторская школа - центр дополнительного образования Левобережного района. Здесь занимается более трех с половиной тысяч ребят - от третьеклассников до выпускников школ. Приезжают на занятия из других районов Воронежа, из соседних городов и сел. Иногда путь не близок, но ведь едут и с удовольствием. Значит, нравится! Значит, нужна такая школа!
Ее родоначальницей коллектив центра считает Нину Кузьмину, доктора психологических наук, профессора и члена-корреспондента Российской академии образования, создавшей в Петербурге академию акмеологических наук. Как наука, акмеология вернулась в новую Россию из "золотого" ХIX века, когда о гармоничном развитии личности не только мечтали, но и много добились. Алла Золотарева заинтересовалась этим научным направлением не случайно. Ее, натуру очень деятельную, всегда "убивала" нехватка времени. Ребенок растет и учится в школе до 17 лет и выходит совершенно беспомощным в профессиональном смысле. Иностранный язык знает постольку поскольку, специальных навыков и умений ни к одному делу не имеет, порой не понимает, к чему душа тянется. В вуз поступает лишь бы диплом получить и мается потом на нелюбимой работе. А Алла Васильевна, оказывается, давно мечтала о комплиментарном образовании, то есть таком взаимодействии общего среднего и дополнительного образования, при котором выпускник, заканчивая учебу в двух школах, мог в одной руке держать аттестат зрелости, в другой - свидетельство о присвоении квалификации или диплом специалиста.
То, о чем мечтала, сегодня сбылось. 17-летние, по мнению Золотаревой, вполне взрослые люди. Отличие ее выпускников от других в том, что не чувствуют себя только-только вступающими в жизнь. Как бы ни сложилось в будущем, они имеют специальность. Да не узкую профподготовку, а профессональную и комплексную, зачастую сравнимую с той, что дают в техникумах и колледжах. Во всяком случае, с будущего года выпускники центра смогут поступать в определенные вузы Воронежа на третий курс. В уникальной школе Золотаревой 3,5 тысячи детей учатся жизни и профессиям - психологи помогут выбрать единственную из 40 предложенных специальностей. Это, по словам педагогов, альтернатива привычным профессиональным училищам. Разница есть и большая. Здесь учат не только мастерству. Заботятся о духовном, нравственном развитии. Не нотации читают, каким должен быть человек. Убеждают примерами, исподволь. Дают понять, что ценят в ребенке личность. Ничуть не фальшивя. Ребята пишут курсовые работы, занимаются исследованиями, готовят научные доклады, устраивают веселые праздники и конкурсы. Домой не хотят уходить, хотя занимаются здесь добровольно. И, к слову, бесплатно.
За почти пятьдесят лет работы в образовании Алла Васильевна выработала собственный подход в общении с детьми и взрослыми. Родители обижаются на жестокость детей. Слова о долге тут не помогут. Девочки вышили платочки, а мальчики сделали сухарницы, портнихи-закройщицы сшили пожилым ночные рубашки и сорочки. С подарками пошли в дом престарелых, дарили вещи старикам и старушкам. А они в ответ своим делились, как остро ждут забывших их дочек и сыновей, да они все не приходят. Без слез слушать невозможно. После этого "урока" ребята на родителей стали смотреть иными глазами.
И просить что-либо Алла Васильевна детвору не учит. "Сначала сделай что-то сам и подари, а потом проси!". Спонсоров, к слову, у школы много. Дарят древесину, ткани, нитки и прочие материалы, из которых ребята строят, шьют одежду, мастерят самолеты и парусники. Но перед тем, как к кому-то из них обратиться, школяры готовят подарки-сувениры и полезные вещи (к примеру, рукавицы для рабочих, салфетки, рушники расписные, стулья), пригласят к себе, покажут, чему научились. После такого обхожденья, видя уникальные поделки, ни один руководитель не откажет в помощи. Становится другом детей.
Сорок специальностей в школе - не предел. Каждый год в учебную программу включаются новые, востребованные на рынке. В прошлом году появилось банковское дело, на будущий год в расписание включат курс наук для сварщиков, автослесарей - спрос на эти специальности на рынке огромный. Алла Васильевна и ее коллеги убеждены, что не все дети должны и могут идти в институты. Это кому как на роду написано - одним стать учеными, другим строителями или металлургами. Важно, чтобы и те, и другие стали профессионалами, личностями творческими. Этому здесь и учат.
Знание, как этого добиться, пришло к Золотаревой с годами. У нее тоже была своя школа жизни. Работать пошла с 16 лет, закончив профтехучилище. Была пионервожатой в Суворовском училище. Поступила в ВГУ на вечернее отделение истфака. Мама так воспитала, что все четверо ее детей сами выучились, получили высшее образование. В 20 лет пришла в левобережный дом пионеров, стала затем директором, где и получила первую правительственную награду - значок "Отличника народного просвещения". После были и другие звания. Школа Золотаревой по сути выросла из станции юных техников Левобережного района. Она перешла сюда работать в 1983-ем, а через пять лет педагоги начали работать над собственными обучающими программами. Через десять лет они уже работали под вывеской учреждения дополнительного образования нового типа и стали расширяться. Посмотреть и поучиться у Золотаревой приезжали педагоги со всей России. В том числе и министры образования. В 2001 году побывал Владимир Путин. Осталась память о его приезде - подаренный микроавтобус.
Сегодня в центре пять компьютерных классов, много мастерских. После четырех лет учебы ребята становятся программистами, веб-дизайнерами, специалистами издательского дела, конструкторами, мастерами по дереву и т. д. Девчонки - швеями-закройщицами и модельерами, вышивальщицами - знатоками макраме, бисеро- и кружевоплетения. Они умеют делать уникальные вещи. Офисные кабинеты центра украшают мебель и такие поделки, что ахнешь. Умелицы готовят выставки народных костюмов разных эпох, один из шедевров - праздничное платье Екатерины Второй, в отделке которого использованы современные технологии вышивки. Многие изделия ребята дарят детским домам, домам престарелых, социальным центрам. Принимаются заказы от предприятий, средства от реализации которых уходят на пополнение материальной базы. А сами дети получают за работу стабильную зарплату от центра занятости. У авторской школы Золотаревой в Воронеже пять филиалов. Этого мало. От желающих учиться отбоя нет. Нужны подобные учреждения, прежде всего, в сельских районах.