11.02.2005 03:20
Русское оружие

Россия "упустила" боеприпасное направление оборонки

Наша армия может остаться без боеприпасов - кризис в отрасли подошел к опасной черте
Текст:  Сергей Птичкин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3697)
Читать на сайте RG.RU

Как ни печально, но сегодня Индия, Израиль, страны Восточной Европы предлагают на мировом рынке значительно более качественные боеприпасы для советско-российских стрелковых систем, чем те, которые выставляет на продажу сама Россия. Если тенденция сохранится, то завтра и Российская армия будет вынуждена закупать современные снаряды для собственных пушек за рубежом…

Держать порох сухим – эта аксиома боеспособности любой армии мира справедлива и в эпоху космических войн. У нас же производство порохов парализовано более десяти лет. Да и все боеприпасное производство оказалось, без преувеличения, на грани краха. О том, насколько критическая ситуация сложилась в отрасли, без которой любая армия – не армия, рассказывает президент отделения "Развитие промышленности боеприпасов и спецхимии" Академии проблем подъема экономики России, кандидат технических наук, директор одного из пороховых заводов Николай Горохов:

- Боеприпасной отрасли не удалось избежать тех проблем, которые за 12 лет пребывания России в новой экономической  формации испытал весь российский оборонно-промышленный комплекс (ОПК).  Более того, сегодня  эта отрасль, как и ее составляющие  - производство порохов и спецхимия – оказались в поистине катастрофическом состоянии. Если в ближайшее время не будут приняты соответствующие меры, то наша страна окажется не в состоянии производить пороха и боеприпасы.

В период с 1992 по 2004 год значительно сократилось количество боеприпасных заводов, а некоторые из них вообще прекратили свое существование.  Под угрозой реального банкротства сейчас находятся 20 заводов отрасли.

Акционирование, на которое возлагали большие надежды, не оправдало себя. Практика проведения современных реформ экономики показала, что акционирование предприятий - производителей боеприпасов во всех случаях приводило к их банкротству и закрытию. Внешнее управление, к сожалению, превратилось в механизм разграбления погибающих предприятий и обогащения отдельных лиц.

Бытующее мнение  о том, что ФГУПы менее дееспособны, чем акционерные предприятия, на самом деле не верно. Наше предприятие, в частности, ежегодно за последние пять лет перечисляет в бюджеты всех уровней и внебюджетные организации в 2-3 раза больше средств, чем получает из государственного бюджета за произведенную в рамках гособоронзаказа продукцию. Кроме того, мы практически за свой счет содержим мобилизационные мощности своего предприятия, обеспечиваем работой 3500 человек и платим заработную плату.

Провал программы конверсии на предприятиях, производящих боеприпасы и спецхимию был предопределен тем, что конверсия проводилась она без учета специфики нашей отрасли. Не было учтено, в частности, что здания и сооружения, в которых размещаются производства взрывчатых веществ, порохов и твердых ракетных топлив, из-за особенностей конструкции, как правило, не пригодны для производства новых видов гражданской продукции. Кроме того, массовый характер производства, обусловливающий применение узкоспециализированного оборудования (автоматических и поточных механизированных линий и т.п.), увеличивает затраты на его диверсификацию и переориентацию на выпуск гражданской продукции.

На предприятиях отрасли утеряна технология производства ряда зарядов к различным системам вооружений, а состояние  основных фондов  с каждым годом ухудшается из-за недостаточного финансирования на их содержание. Отрасль потеряла самую работоспособную и перспективную часть своих инженерно-технических и рабочих кадров - работников в возрасте 30-40 лет. Специалисты, подготовленные профильными кафедрами ВУЗов, на отраслевые предприятия не идут. Между тем  проблема кадров особенно важна для предприятий спецхимии, поскольку  опыт работы с опасными веществами нарабатывается годами и от ошибки одного человека зависит жизнь многих людей, а также сохранность зданий, сооружений, оборудования, сырья и готовой продукции.

Особую тревогу вызывает состояние отраслевой науки. Средний возраст научных кадров - 55 лет. Образцы боеприпасов не обновляются 10-15 лет,  а "провал" в научных разработках создает отставание в отраслевой науке в 20-25 лет. Государственной поддержки требует даже простое хранение существующей конструкторской и технологической документации или  внесение в нее изменений отраслевыми НИИ, поскольку из-за отсутствия средств на некоторых обанкротившихся предприятиях отрасли документация, представляющая  экономическую и технологическую ценность может быть утрачена.

В числе одного из факторов, предопределяющих убыточность предприятий боеприпасной отрасли и предусматривающих особое государственное отношение к ней можно назвать высокий уровень (свыше 70 процентов) мобилизационных мощностей, обусловленный тем, что боеприпасы являются элементами вооружения однократного использования и их расход в боевых операциях чрезвычайно велик. Создание же больших запасов в мирное время экономически нецелесообразно, а с учетом особенностей хранения, крайне небезопасно.
Реальным путем выхода на путь стабилизации и развития пороховой отрасли является преобразование предприятий отрасли в казенные заводы и создание на их базе научно-производственного объединения. Руководство страны, как нам кажется, понимает суть проблемы. На этот счет существуют специальные поручения президента РФ и председателя правительства. Однако и здесь есть проблемы, без решения которых из кризиса мы не выйдем.

В  состав казенных предприятий, к примеру, целесообразно было бы включить единый хозяйственный комплекс, объединяющий не только энергетику, специальные производства, мобилизационные мощности, но и цеха и оборудование, производящие гражданскую продукцию и товары народного потребления, которые результатами своей деятельности уменьшат расходы государства на содержание казенных предприятий и, что не менее важно, позволят сохранить мобилизационную численность предприятий на особый период.
К сожалению, сейчас преобладает точка зрения, что гражданская продукция в структуре будущих казенных предприятий не нужна. Они должны быть чисто военными. Но такой подход не только усугубит положение дел, он просто погубит боеприпасную отрасль и производство порохов. 

Обратимся к мировому опыту. На сегодняшний день на любом крупном оборонном объединении как в Европе, так и в США, соотношение объемов производства гражданской и военной продукции составляет  60-70% : 20-30%. К примеру, всемирно известная фирма Tefal - крупный производитель боеприпасов. 

Оборонно-промышленный комплекс сегодня – это совсем не то, что было еще 20 лет назад. Произошло объективное размывание термина "оборонная промышленность". В настоящее время существует понятие промышленность, которая способна наряду с гражданской продукцией производить современные виды вооружений. Эта промышленность выживает только за счет всей совокупности производств. И она в любой нише должна делать конкурентоспособные образцы. А для этого иметь соответствующую научную базу, соответствующую задел НИОКР современные элементную базу, материалы, оборудование.
Одной из причин кризиса российского ОПК является потеря управляемости промышленностью со стороны государства.  За 12 лет ОПК России переживает шестую реформу, а его предприятия объединяются в обреченные на скорое отмирание структуры, которые проводят техническую политику, не обеспечивающую влияния на экономические и финансовые аспекты деятельности.

В создавшихся условиях сохранение боеприпасной отрасли на уровне, необходимой для России достаточности, могло бы выглядеть в виде следующих незамедлительных шагов:

- рассмотрение на самом высоком государственном уровне мер о безотлагательном решении вопросов, препятствующих переводу боеприпасных заводов (по списку) в разряд казенных;

- создание структур, строго отвечающих за кадровую политику как в госаппарате, ведающем боеприпасной промышленностью, так и на заводах, где большая часть руководящего состава – пенсионного возраста;

- утверждение на правительственном или президентском уровне конкретных планов модернизации (в соответствии с современными требованиями) пороховых заводов, заводов по производству ВВ и ракетных топлив, производству взрывателей, снарядов и т.д., с назначением персональных ответственных за ее осуществление;

- принятие безотлагательных мер по сохранению документации на обанкротившихся заводах и НИИ.

Необходимы и другие шаги. В частности, связанные с совершенствованием нормативно-правовой базы, с решением вопроса о приостановке банкротств стратегических предприятий, с реструктуризацией накопившихся долгов...

Вполне оправданно будет освобождение от взимания платы на землю с земельных участков, непосредственно занятых законсервированными и (или) неиспользуемыми в текущем производстве объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными  мощностями, а также испытательными полигонами и складами для хранения всех видов мобилизационных запасов.

Точка возврата еще не пройдена, хотя мы подошли к ней вплотную. Дальнейшее промедление с решением перечисленных мною вопросов приведет к потере самой возможности производить своими силами современные боеприпасы, к утрате боеспособности Российской армии, что лишит наши вооруженные силы способности обеспечивать национальную безопасность государства.

Руководителем Федерального агентства по промышленности Борисом Алешиным неделю назад подписан давно ожидавшийся нами проект документа по созданию научно-производственного холдинга "Российские пороха". Хотелось бы, чтобы обсуждение и согласование этого документа в высоких властных кабинетах не растянулось на месяцы, и конкретное решение было принято в самое ближайшее время.

Статья публикуется на сайте в авторской редакции.


 

Русское оружие