Лидию Андреевну новосибирцы назвали "человеком недели", так как информация о ее победе в Страсбурге получила колоссальный резонанс у СМИ и жителей области. Но пенсионерка не считает себя героем, говоря, что "ей было стыдно начинать это дело". Впрочем, надо отдать должное еще 300 новосибирским пенсионерам, которые также обратились в Европейский суд. Но по воле случая дело Лидии Праведной первым легло на стол европейским судьям.
Прецедент новосибирские пенсионеры создали еще в 1998 году. Тогда в правильности применения нового Закона о расчете пенсий с учетом индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) усомнился ветеран труда Василий Изосимов (к сожалению, сегодня его уже нет в живых). Он утверждал, что "чиновники обманывают население, неправильно применяя Закон "О новом порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". Речь шла о неправомерной подмене понятий в ст. 4 Закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (Пенсионный закон). "С подачи минтруда ИКП был назван чиновниками соотношением зарплат и еще раз умножен на 0,75 (именно этот размер ИКП был указан в законе как максимальный). В результате получился ничем не обоснованный коэффициент 0,525. При этом каждый пенсионер в среднем недополучил по 200-250 рублей, которые ему полагались по принятому закону", - утверждал ветеран, описывая суть дела.
В чем тогда смысл законодательных мер по увеличению пенсий, если на деле этого не происходит? Таким вопросом задались новосибирские пенсионеры. Ветеран Изосимов решил "бороться против подмены понятий" и обратился в Калининский суд Новосибирска с иском к областному управлению Пенсионного фонда РФ и одновременно написал обращение в Госдуму и Генпрокуратуру.
Спустя два месяца Калининский суд и молодой судья Игорь Новиков приняли решение - жалобу удовлетворить. Суд обязал Калининский филиал Пенсионного фонда пересчитать пенсию Василия Изосимова с применением коэффициента в размере 0,75, а не 0,525.
- После первого такого дела в Новосибирской области в суды буквально посыпались сотни исков. По аналогии они начали рассматривать дела в пользу пенсионеров. Районные управления Пенсионного фонда, в свою очередь, подавали кассационные жалобы в Новосибирский областной суд. Но безрезультатно, - рассказывает адвокат Игорь Новиков.
Такая практика продолжалась до 2000 года, пока не появилась инструкция минтруда от 29 декабря 1999 года по применению ограничений, установленных пенсионным законом. В официальном разъяснении говорилось о закреплении ранее применяемого Пенсионным фондом размера коэффициента 0,525. И хотя инструкция начала действовать только с момента ее принятия, из Верховного суда поступило указание пересмотреть все дела, решения по которым ранее были приняты в пользу пенсионеров. Раз сверху дано такое указание, то пачками стали отменять ранее принятые решения. Это, естественно, не могло не возмутить пожилых людей, которые, казалось, только-только добились справедливости. Они решили продолжить дело ветерана Изосимова. Но уже в Европейском суде по правам человека.
Лидия Андреевна говорит, что ей в нарушение закона начислили унизительно маленькую пенсию - 2200 рублей. Это меньше, чем у уборщиц на заводе, где она всю жизнь проработала начальником цеха.
- Мы обращались здесь во все инстанции и не нашли защиты. Мы - пожилые люди, и нам, как никому другому, очень стыдно обращаться за правдой в Европейский суд и судиться со своим родным государством. Но что делать, когда в своем Отечестве сотни пенсионеров не могут добиться правды? - сказала корреспонденту "Российской газеты" Лидия Праведная.
Но, как оказалось, в Европейский суд простому человеку не так-то просто обратиться.
- Нам не хватает правовой грамотности, да и не любой адвокат может представлять интересы гражданина своей страны в Евросуде, - говорит пенсионерка.
В апреле 2001 года группа пенсионеров обратилась к адвокату Игорю Новикову, чтобы он защищал их интересы в Европейском суде. Так появилось дело "Праведная против Российской Федерации", потому что истицей стала 68-летняя пенсионерка Лидия Андреевна Праведная.
В Страсбург ни она, ни ее представитель не ездили. Зато три года шла активная переписка между Евросудом и правительством РФ, а также адвокатом. В результате при вынесении решения Европейский суд подтвердил все доводы истицы.
В частности, было признано, что при повторном рассмотрении "пенсионных" дел нарушена Конвенция о защите прав человека.
Дело в том, что суды, начав повторный процесс по заявлениям Пенсионного фонда, апеллировали якобы к "вновь открывшимся обстоятельствам, которые существовали, но не были и не могли быть известны стороне по делу". Но, как утверждает истец, на самом деле таких обстоятельств на тот момент не существовало. Зато был нарушен принцип равноправия сторон при рассмотрении дела в суде в пользу государственного органа под надуманным предлогом.
Иными словами, закон, ухудшающий положение граждан, не может быть распространен на предыдущий период. Европейский суд полагает, что, лишив заявителя права на получение пенсии в размере, установленном первоначальным судебным решением, государство нарушило справедливое равновесие между интересами государства и гражданина.
Помимо этого, при пересмотре дела было нарушено имущественное право пенсионера. По этому пункту Евросуд также согласился с представителями истицы.
Решения Страсбургского суда являются обязательными для выполнения в странах, подписавших конвенцию. И Россия, присоединившаяся к европейской системе охраны прав человека, не исключение. Теперь суды должны отменить решения, принятые по "вновь открывшимся обстоятельствам", и устранить допущенные нарушения по аналогичным делам. К тому же до 28 января 2005 года решение Европейского суда никто не обжаловал.
Выходит, 68-летней пенсионерке Праведной должна быть выплачена пенсия в объеме, полагающемся по закону, то есть ей должны вернуть 24 тысячи недоначисленных рублей пенсии.
Правда, в отделении Пенсионного фонда РФ по Новосибирской области пока никаких действий не предпринимают, хотя о походах пенсионеров в суды знают. Ждут указаний сверху. "Мы - исполнители", - говорят там и сочувствуют пенсионерам, которым за справедливостью приходится до Страсбурга доходить.
Решение по делу Праведной имеет большое значение не только для нее самой, но и для всех пенсионеров, пострадавших в результате манипуляций с пенсионным законодательством.
- Я жду, что будет дальше, - говорит Лидия Андреевна. - Странно, но правительство на это никак не реагирует. Когда пришло решение из Страсбурга, я собрала всех, кто вместе со мной писал жалобу в Европейский суд, а это более трехсот человек, и рассказала о решении, вынесенном в нашу пользу. Мы три года перезванивались, держали руку на "пульсе". А теперь вот все вместе ждем, чем дело закончится и душа успокоится.
Согласно статье 43 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Лидия Праведная подала заявление в Большую палату Евросуда о взыскании морального ущерба. Если заявление будет принято палатой и рассмотрено в пользу пенсионерки, то она может получить шесть тысяч. Но уже евро, а не рублей...