14.02.2005 00:00
Культура

Африканские надежды Берлинале

Старт Берлинского кинофестиваля признан вялым
Текст:  Петр Ненароков
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3698)
Читать на сайте RG.RU

Картина рассказывает реальную историю группы шотландских антропологов, которые в 1870 году отправились в Африку искать утраченные связи между обезьяной и человеком. Для этого они привезли двоих выловленных во время экспедиции пигмеев Токо и Ликолу для изучения в Европу. Как пишут берлинские газеты, картина могла бы стать серьезным актом протеста против возрождающегося расизма и призывом к человечности, но ее погубила глупость и неубедительность художественных решений. "Единственная причина, побудившая директора Косслика отобрать этот фильм для открытия Берлинале, - это наличие в нем необходимых для торжественной церемонии звезд - самцов и самок", - иронизирует "Ди Вельт". Этим церемония действительно выгодно отличалась от прошлогодней, когда на красной дорожке перед Берлинале-паластом оказался одинокий Косслик, а звезды фильма "Холодная гора" так до Берлина и не долетели. На этот раз рядом с Коссликом были маститый режиссер Режис Варнье, актер Джозеф Файнс и, как сказано, два пигмея, сыгравшие в фильме самих себя. На пресс-конференции, обороняясь от нападок журналистов, Режис Варнье заявил, что никакие антирасистские протесты не входили в его задачу - он просто хотел честно показать исторический факт и человеческую драму.

Такие неудачи на старте всегда очень огорчительны для фестивальных дирекций. Их воспринимают не только как символ, но и как предвестие финансовых проблем. При всем интересе к кино, берлинские зрители по-настоящему активизируются уже в ходе фестиваля, и градус их энтузиазма сильно зависит от сенсаций или разочарований первых дней. Не случайно мэр Берлина Клаус Воверейт, выступая на церемонии открытия, призвал публику финансово поддержать немецкое кино в годину бюджетных потрясений в стране.

В отборе фильма для церемонии открытия есть и другой резон. Новый директор фестиваля Дитер Косслик хочет найти для Берлинале свой "специалитет" - подобно тому, как Каннский фестиваль открыл миру кино Ирана и датскую "догму", он пытается в этом году сделать акцент на кинематографе, так или иначе связанном с Африканским континентом. Впереди целая обойма картин из Африки и про Африку, включая южноафриканский вариант оперы "Кармен". Но станет ли это открытием нового кинематографического космоса - большой вопрос, потому что никакими художественными достижениями первые попытки создать свое кино в Африке пока не были отмечены.

Конкурсная программа Берлинале, которую предстоит оценить жюри под водительством Рональда Эммериха, формировалась вплоть до последнего дня. Так, в самый канун открытия было объявлено о включении в конкурс венгерского фильма "Без судьбы" по роману нобелевского лауреата Имре Кертеса о Холокосте. Фильм поставлен венгерским режиссером-дебютантом Лайошом Колтаи, который известен как оператор Иштвана Сабо ("Мефисто"). Режиссер с продюсером сначала отказались дать картину в Берлин, но беспрецедентная готовность фестиваля ради их фильма перекроить всю программу растопила их сердца. Самый дорогой в истории венгерского кино фильм рассказывает историю 14-летнего будапештского мальчика, который прошел несколько нацистских концентрационных лагерей, включая Бухенвальд и Аушвиц.

Экстренные меры, предпринятые дирекцией Берлинале для того, чтобы заполучить картину Колтаи, косвенно говорят о появлении в конкурсе сильного конкурента. Когда фестиваль так бьется за картину и отвоевывает ее даже вопреки желанию авторов, - это означает, что авторам даны определенные гарантии.

На второй день Берлинале взяла старт и "Панорама" - вторая по значению программа фестиваля. Ее маргинальный характер был откровенно заявлен уже отбором фильма для открытия - скандальной документальной ленты немецкого режиссера Йохена Хика "Циклы порносексуальной жизни в Лос-Анджелесе". Это своего рода реалити-шоу с участием актеров гей-порно. Картину уже хотят приобрести несколько европейских телесетей. Обилие гей-картин в нынешней "Панораме" говорит о том, что программу окончательно приватизировала берлинская гомосексуальная тусовка, чье жюри официально работает на фестивале и присуждает своих "Медвежат Тэдди". Как в этих условиях будет себя чувствовать российский фильм "Марс", который будет показан в "Панораме", покажет будущее.

Кино и ТВ