15.02.2005 03:32
Экономика

Службы занятости будут финансировать из федеральной казны

Новый принцип финансирования служб занятости может привести к росту безработицы, считают специалисты
Текст:  Елена Шмелева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3699)
Читать на сайте RG.RU

С января также изменилась "вилка" при расчете пособия по безработице. Теперь его размер не может превышать среднероссийского прожиточного минимума - сегодня это 2880 рублей. Минимум определен в 720 рублей (уровень МРОТ). Для тех регионов, где есть северные надбавки, пособия рассчитывают с учетом этих коэффициентов. Самый высокий - 1,8 в районах Крайнего Севера.

Регионы остались на голодном пайке

Однако вполне понятно, что средств федерального бюджета не хватит на расширение в регионах старых и поддержку новых активных программ служб занятости. В этом году на борьбу с безработицей запланировано 22 миллиарда рублей. Но только 4 миллиарда из этой суммы пойдет на активные программы. Как видим, не так уж много, и без помощи на местах не обойтись. Однако редкий региональный или муниципальный бюджет может себе позволить такую роскошь. А после замены льгот денежными выплатами нагрузка на региональные "кошельки" и так серьезно увеличилась.

- В предыдущие годы в бюджетах - муниципальных и субъектов Федерации - обязательно предусматривали средства на программы занятости, - рассказал корреспонденту "РГ" руководитель Федеральной службы по труду и занятости Максим Топилин. - Только в прошлом году было выделено 150 миллионов рублей - на общественные работы, на организацию занятости подростков, на создание рабочих мест при строительстве дорог, благоустройстве территорий, а также на программы переобучения безработных, повышения их конкурентоспособности на рынке труда".

Сегодня ситуация изменилась. Пока известны лишь семь территорий, запланировавших расходы на программы занятости: Красноярский, Ставропольский и Краснодарский края, Республики Чувашия и Татарстан, Московская и Томская области. В остальных в этом направлении социальной политики пока затишье, а то и ступор. Так, в этом году в Ямало-Ненецком АО, где 3 процента населения не могут найти работу, более семи миллионов рублей из местных бюджетов, предназначенных как раз на занятость, "зависли". До сих пор не разработан механизм, как расходовать их на программы занятости, которые теперь входят в состав других социальных программ. В Дагестане, где бюджет на 80 процентов дотационный, а безработица одна из самых высоких в стране - 6,2 процента, надежда только на отраслевые программы, в которых предполагается работа со средствами работодателей. В Республике Тыва, где показатели безработицы еще выше - 8,7 процента, до сих пор не принят республиканский закон о бюджете, и будут ли средства на организацию новых рабочих мест и в каком объеме, пока не может ответить никто.

Ноу-хау по-татарски

Не исключено, что некоторые программы придется сворачивать. Например, одним из немаловажных направлений работы службы занятости в отдаленных районах, куда инвестора никаким калачом не заманишь, продолжает оставаться помощь в открытии собственного дела. Денег в федеральном бюджете на эти цели в 2005 году не предусмотрено. Тому есть и объективная причина. До этого несколько лет финансировались программы по кредитованию защитивших бизнес-планы начинающих предпринимателей. Но потом оказалось, что лишь единицы израсходовали эти средства эффективно. Однако не все здесь, как выяснилось, фатально. В тех регионах, где отслеживали судьбы своих бывших безработных, деньги зря потрачены не были. Например, в прошлом году в Татарстане провели эксперимент по организации мини-фермерских хозяйств. Было создано 574 рабочих места. Прошедшие отбор и обучение бывшие безработные получили из республиканской казны кредит по 23 тысячи рублей - суммы достаточной, чтобы приобрести пасеку, заняться разведением нутрий, кроликов. Фермеры, в свою очередь, взяли работников по найму. На организацию хозяйств было потрачено 12 миллионов рублей. По оценке специалистов, чтобы запустить работу промышленного предприятия с таким же количеством рабочих мест, понадобилось бы в 10-12 раз больше средств.

Есть в Татарии и другие ноу-хау в области занятости. Так, только там удается трудоустроить практически всех выпускников местных ПТУ. Служба занятости заключает с предприятием договор, согласно которому молодому человеку весь испытательный срок (от трех до шести месяцев) платится стипендия из федеральных денег. Если выпускник сумел за этот период зарекомендовать себя с хорошей стороны, то предприятие берет его в штат. Если нет, то неудачник возвращается в службу занятости как "полуфабрикат". В любом случае запись о работе по специальности в его трудовой книжке уже есть, и этот факт облегчает ему дальнейший поиск работы.

Трудоустройство выпускников всегда было головной болью для служб занятости. Одни предприятия не желают брать на работу человека без трудового опыта, другие не нуждаются в специалистах, которых в том или ином регионе переизбыток. В нынешнем году практически все профтехучилища страны переданы в областное подчинение. Логика решения в том, что на региональном уровне проще сопоставить количество и качество молодых специалистов и потребности территории в конкретных профессиях. И принять взвешенное решение: одни ПТУ оставить, другие закрыть или перепрофилировать.

А вот во Владимирской области пошли другим путем. Там посчитали, что перевод ПТУ на местное довольствие обойдется в 300 миллионов рублей дополнительных расходов. Реорганизация потребует еще больше средств. Поэтому ПТУ решили не трогать и сэкономить для них деньги на программах занятости, которым областной бюджет не выделил ни копейки.

Бизнес готов помочь, но...

Кстати, эту ситуацию хорошо понимают те работодатели, которые заинтересованы в приобретении квалифицированной рабочей силы. И они готовы обучать будущих работников, включившись в федеральные программы на паритетных началах с государством. Например, половину стоимости курса обучения оплачивает служба занятости, остальное - работодатель, желающий приобрести не "кота в мешке", а нужного, хорошо обученного специалиста. Подобные программы "50х50" особенно развиты в тех регионах, где активен малый бизнес. Но и там они могут оказаться в нокауте, если регионы не смогут обеспечить финансирование своих 50 процентов.

Да и с организацией общественных работ на благоустройстве, в ЖКХ, в детских садах (самым распространенным среди россиян способом временно занять себя делом) специалисты прогнозируют сложности. С большим трудом муниципальные бюджеты "наскребают" на них деньги. Например, в Томской области это пока удается. На этот год запланирован миллион рублей на трудоустройство выпускников техникумов, а также людей с ограниченными возможностями. Но таких примеров, увы, становится все меньше.

Впрочем, специалисты уверяют, что проблема безработицы в России с каждым годом теряет свою остроту. Действительно, общая безработица в России снизилась в прошлом году с 6,5 до 5,8 миллиона человек. Однако, по данным Федеральной службы по труду и занятости, число зарегистрированных, но не нашедших заработок за тот же год выросло на 300 тысяч и достигло 1,9 миллиона человек. Это значит, что почти 3 процентам экономически активного населения страны найти новую работу стало труднее.

Занятость Роструд