В пятницу он вместе с полпредом президента в Северо-Западном федеральном округе Ильей Клебановым и помощником президента Сергеем Ястржембским десантировались в Калининград, который летом празднует свое 750-летие. Цель - не допустить повторения приснопамятной схемы празднования 300-летия Петербурга, когда колоссальные деньги ушли в песок, а люди остались в своих коммуналках и с разбитыми дорогами. Это тем более опасно, что Калининград - не Питер: город по сути находится в экономической блокаде со стороны ЕС, и как ее прорвать - похоже, никто не знает.
Так, заявление г-на Клебанова, что область надо сделать "заграничной территорией РФ", было осмеяно г-ном Грефом, а последний, в свою очередь, по сути выказал намерение лишить область особых экономических свобод. Но местным чиновникам все нипочем: настроение в области уже настолько "праздничное", что г-н Греф в сердцах пообещал соорудить для особенно активных "юбиляров" виселицу.
Освоить миллион долларов в день
Греф изрек фразу про виселицу, посетив Королевские ворота, символ города, который сейчас усиленно латают. Коли не успеют к 1 июля, министр пригрозил соорудить рядом с ними "королевскую виселицу". Мэр города Юрий Савенко сухо сказал журналистам, что "Греф пошутил". Но, судя по виду г-на Савенко, ему было не смешно.
До праздника остается 135 дней, денег - 3 миллиарда рублей, и нужно осваивать почти миллион долларов в день, чтобы к 1 июля выполнить юбилейную программу.
Бесполезно спрашивать, зачем такая спешка и стоит ли праздник таких денег - заседали годами, а тратят днями и даже минутами.
Налицо чудовищная несогласованность между ведомствами, единство лишь в одном: мэр города Юрий Савенко, и не он один, умолял г-на Грефа отменить конкурсы на выбор подрядчиков, а то "времени мало". Греф скрепя сердце разрешил работать без нового конкурса только тем, кто прошел горнило тендеров прежде.
Другая вершина чиновничьей мысли - "сосредоточиться на объектах, через которые пройдет главный кортеж". Это значит: ветхое жилье, довоенная канализация, ужасающие дороги в 10 метрах от центральной улицы - просто сметены со стола.
Повод: федералы дают деньги только на условиях софинансирования, а дефицит бюджета области - миллиард рублей, и она свою долю внести не может. Так, местный бюджет не нашел 45,5 миллиона рублей на реконструкцию ветхого жилья. Зато нет проблем с деньгами, когда надо навести глянец на Королевские ворота, одни из двух десятков ворот старого Кенигсберга, достроить на центральной площади храм Христа Спасителя в стиле "а-ля Поклонная гора". Но уже о Рыбацкой деревне с гостиницами для западных туристов-кормильцев г-н Савенко бросает пугающую фразу: "Часть сделаем до праздника, остальное можно и потом".
"Могут не успеть физически" сделать и центральную дорогу (продолжение федеральной трассы на Берлин), потому что "100 миллионов рублей (доля города в софинансировании. - Е.А.) - это для нас очень много". Так остаются быстрые, компактные, но финансово емкие проекты, которые просто обожает строительный бизнес - известно за что. Скажем, на реставрацию ворот нужно 28 тысяч штук кирпича, который заказывают в Польше (якобы по цвету подходит), а ради восстановления голов у статуй трех королей пригласили лучшего (и самого дорогого) специалиста страны: за считанные месяцы вдруг хватились, что никто не знает, как выглядели отрубленные в войну головы. Перед этим меркнет временный шатер над руинами Королевского дворца для показа оных туристам: 10 миллионов рублей.
И все же Герман Греф настроен не столь пессимистично. "Львиная доля денег, - сказал он корреспонденту "РГ", - пойдет на инфраструктуру". А она действительно нуждается в серьезных вливаниях.
Россия по-прежнему не может добиться от ЕС "понимания" того, что Калининградская область - часть нашей страны.
Прелести аэропорта г-н Греф и его свита сполна ощутили, когда самолет упал, казалось, на изрытое воронками поле битвы. В сентябре на реконструкцию полосы федералы дали 200 миллионов рублей. Деньги освоены, полосы нет, а здание аэропорта г-н Греф назвал "свинарником". Зато есть целых две версии, куда деньги пошли: одни чиновники сказали, что на реконструкцию "постелей" под полосой, но дальше помешала зима, деньги же кончились, другая - что на них построили вышки и рулежные дорожки. Но обе группы согласны в одном: в этом году федералы дадут еще денег, и все будет хорошо. Г-н Греф распорядился прекратить финансирование аэропорта и устроить расследование "до последней копейки".
"Область останется в России. Точка"
Утром в пятницу г-н Клебанов заявил, что области "надо придать статус заграничной территории". Люди из его окружения пояснили, что "Калининград хотят сделать российским Гибралтаром". Но вечером г-н Клебанов выглядел не столь уверенно: мол, это лишь одна из версий, придумал ее не он, а "эксперты", что такое этот статус - "говорить рано", но "это как минимум повод для обсуждения". Г-н Греф, воздействию которого и приписывают изменение тональности в голосе полпреда, был жестче: Калининград навсегда останется территорией России, а не "заграничной территорией", и обсуждать тут нечего. На самом деле, мысль про "полный офшор" в разных вариациях обсуждается в регионе довольно давно. Курс же минэкономразвития на сегодня (поскольку позиция минэкономразвития тоже постоянно меняется) - чтобы область стала как можно менее "особой".
Это хорошо видно по дискуссии о свободной экономической зоне Калининграда. Сегодня есть два законопроекта о том, как заставить зону служить на благо людей: региональный и минэкономразвития. Правда, с точки зрения минэкономразвития существует всего один, министерский: г-н Греф сказал, что в федеральный план регион внес свои поправки, пояснил министр. "По большей части они справедливы, - примирительно заметил г-н Греф. - В ближайшие две недели документ доработаем. Каким он будет - сказать пока не могу. Объем инвестиций оптимален, но есть проблемы с нарушением условий конкуренции". Поясним: федералы и регионалы схлестнулись по вопросу "цены входного билета" на калининградский рынок. Москва настаивает на высокой цене: чтобы пользоваться преференциями свободной зоны, покажи большой объем инвестиций. Регион же хочет понизить планку. Но уже вряд ли получится.
Крайне показательна история с пересмотром ввоза в регион подержанных иномарок и трех десятков других видов товаров. Две недели назад минэкономразвития предложил снять квоты на ввоз, поскольку торговля квотами превратилась в кормушку для "особых" фирм. Это вызвало резкую реакцию региональных властей, и теперь понятно, почему: как признал в Калининграде г-н Греф, минэкономразвития собиралось одновременно поднять пошлины на ввоз с нынешнего, практически нулевого уровня, до общероссийского. Со своей стороны, власти Калининграда оперативно изменили правила торговли квотами, чтобы не дать разгуляться "особым" фирмам: теперь цена отказа от выкупа квоты чувствительна (прежде, бронируя квоты, а потом не выкупая их, игроки держали рынок), а сами квоты стали меньше. Но минэкономразвития не впечатлилось. "Я полагаю, что-то будет изменено", - говорит г-н Греф, и добавляет, что минэкономразвития выставил свой список товаров, на которых пошлины будут повышены, регион - свой, списки не совпали, и стороны сели за переговоры. "Если мы найдем согласие, то беспошлинного ввоза машин не будет", - уточняет г-н Греф.
Делать какие-либо заявления относительно блокады региона Евросоюзом никто не стал: без четкого понимания, что делать внутри эксклава, не сможешь торговаться с ЕС. А торги в самом разгаре, правда, Россия выглядит какой-то умоляющей стороной. Как признал вчера г-н Ястржембский, Россия по-прежнему не может добиться от ЕС "понимания" того, что Калининградская область - часть нашей страны. "Мы не удовлетворены состоянием дел с калининградским грузовым транзитом после расширения ЕС, - сказал он. - ЕС, письменно пообещав, что после расширения ситуация не ухудшится, не выполнил обещания. Произошло удорожание транзита за счет повышения страховых премий, удорожания брокерских услуг. Есть, к сожалению, эта заноза. Мы ожидаем, что ЕС услышит наши резоны, и, главное, выполнит свои письменные обязательства. Ведутся переговоры с Литвой, с Польшей, мы все время ожидаем, что ЕС все-таки поймет, что нужно принять отдельный документ, регулирующий условия грузового транзита из Калининграда и в Калининград, но пока более ощутимого прогресса здесь не зафиксировано". Прошу прощения за длинную цитату, но она блестяще показывает дух переговоров и их стадию. Ясно, что Россия должна предъявить "прорывной" аргумент. И он, похоже, таков: Калининградская область может лишиться статуса свободной зоны, и Россия потребует у ЕС вести себя с Калининградом точно так же, как с Тулой. Вместо единой на всю губернию зоны, вероятно, будет построено несколько других, компактных, за колючей проволокой - по новой схеме, которая с таким трудом рождается в недрах Белого дома. Самое большее, на что может рассчитывать Калининград, - на особые преференции при формировании таких зон (регионы должны еще бороться за право их устраивать). История с 750-летним юбилеем лишний раз навела федералов на мысль, что "особость" ведет лишь к особой коррупции.