15.02.2005 03:00
Экономика

О Жилищном кодексе из первых рук

Центр и местные власти готовятся к введению в действие Жилищного кодекса
Текст:  Михаил Махлин
Российская Бизнес-газета - : №0 (496)
Читать на сайте RG.RU

 

- Верить ли, Сергей Иванович тому, что армия российских бомжей увеличится из-за неспособности многих людей полностью покрывать расходы на содержание жилья?

- Верно здесь только то, что оплата жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) должна теперь осуществляться полностью. Но делается это не за счет потребителей, а всего лишь при их участии, что прямо вытекает из положений нового Кодекса. Обывателю простительно не знать весь пространный документ. Жаль, что его внимательно не проработали люди, которые призваны делать это по долгу службы.

Начнем с того, что ЖК не устанавливает и не отменяет никаких льгот. Он регулирует взаимоотношения в жилищной сфере, не вторгаясь в законодательство по социальным вопросам. Кроме того, Кодекс опирается на действующую правовую базу по разграничению полномочий всех уровней власти - федеральной, региональной, местной.

Каждый произведенный товар или оказанная услуга должны быть оплачены полностью и в срок - это аксиома нормального функционирования рыночной экономики. ЖКХ - такая же отрасль, как и все остальные, до последнего времени вынуждено было работать зачастую, как говорится, на общественных началах, не имея достаточных средств для полноценного развития, обновления и ремонта своих основных фондов. В результате мы получили такое жилищно-коммунальное хозяйство, которое получили.

Иной вопрос: из каких источников должны полностью оплачиваться ЖКУ? Здесь кое-кто пытается перепутать, что называется, божий дар с яичницей. Кодекс ни одним словом не ставит под сомнение существование льгот и субсидий. Речь идет о межбюджетных отношениях: региону - регионово, муниципалитету - муниципалитетово. Кошелек граждан лишь участвует в этом, как было, есть и будет.

Жилищные субсидии в соответствии с ЖК не просто сохраняются - получают дополнительные возможности. Будет несколько изменен порядок их предоставления. Отменен ряд федеральных стандартов. Например, социальную норму жилплощади на душу населения будут устанавливать законодатели субъектов РФ. Стоимость ЖКУ на один квадратный метр жилья, что необходимо для расчета субсидий и межбюджетных отношений регионов и муниципалитетов, и тому подобные параметры перестанут диктовать из центра. Вся полнота полномочий передана тем, кто ближе к людям, кто лучше знает местные условия проживания. Делается это, как уже упоминалось, в соответствии с законом о разграничении уровней власти, ведь что ни город, то свои особенности.

- Федеральный центр умывает руки?

- Нет, это не так. Федерация на ближайшие годы оставляет за собой право оказания помощи регионам через фонд софинансирования для субсидирования граждан. Уже выделено 6,3 миллиарда рублей, и до конца полугодия есть основания считать, что сумма возрастет до 8,8 миллиарда.

- Однако для многих людей поступившие счета за ЖКУ стали неприятной неожиданностью...

- Во-первых, заметное увеличение произошло там, где приближались к стопроцентному рубежу черепашьими темпами, оставляя проблемы своим преемникам. Время-то для разбежки было. На территориях, ритмично поднимавших планку, новогоднее подорожание ЖКУ мало отличается либо вовсе не отличается от предыдущих лет.

К тому же грамотные и ответственные руководители регионов, главы местных администраций провели целенаправленные мероприятия по снижению издержек в ЖКХ за счет ликвидации необоснованных потерь тепла и воды в сетях, внедрения новых технологий, пресечения бесхозяйственности и злоупотреблений нерадивых работников.

Об уровне компетентности "отцов" того или иного населенного пункта судить их избирателям.

Во-вторых, как уже говорилось, Жилищный кодекс не отменяет ни одной из возможных мер социальной защиты населения. Поэтому не правы региональные и муниципальные чиновники, переносящие все бремя затрат на население, ссылаясь на якобы драконовский новый Кодекс. В их руках прибавилось инструментов для безболезненного осуществления преобразований в жилищно-коммунальной сфере.

- Пока ехал к вам, прочитал в одной из газет, как многодетные семьи штурмуют городскую Думу в связи с ликвидацией их приоритетов в очереди на жилье, а депутаты ссылаются на новый Жилищный кодекс и разводят руками: рады бы помочь, да федеральный закон не велит. Что делать?

- Ни дети, ни Жилищный кодекс тут ни при чем. В ЖК ни слова нет о детях. В Кодексе предусмотрена возможность получения так называемого бесплатного жилья по договорам социального найма всего по двум основаниям: обеспеченность жильем и уровень доходов. И для того, и для другого критерии определяют регионы. До первого марта правительство определит, кого считать малоимущим.

- Интересно, кого же?

- Пока документ не вышел в свет, воздержусь от ответа. Скажу лишь, что постановлением правительства будут приняты "Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка и определению размера дохода, установлению размера дохода в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда".

- Сложная конструкция?

- Уже в черновом варианте мы 15 февраля доведем методику до регионов, чтобы они могли определиться. Вполне понятно, что для принятия правительственного решения потребуется обязательная бюрократическая процедура согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами.

- Ажиотажную приватизацию вызвали слухи об отмене ее бесплатности в связи с принятием нового ЖК?

- В законе о введении в действие Жилищного кодекса эта норма отнесена на 1 марта 2007 года. Времени достаточно.

- Другая страшилка связана с выселением без предоставления жилья даже, мол, по жалобам соседей на излишний шум прямо-таки на улицу?

- Ерунда. Кодекс предусматривает только одно основание для выселения без предоставления жилья - в случае самозахвата помещений.

Никто не может лишить гражданина конституционного права на жилище. Разумеется, ЖК разрабатывался и принимался в строгом соответствии с Основным законом страны.

Выселение, когда это необходимо, может производиться только по судебному решению и только в маневренный муниципальный фонд по нормам общежития.

- А если нет такого маневренного фонда?

- Плохо. Значит, в этом населенном пункте никогда не разовьется ипотека и избиратели сделают свои выводы по поводу хозяйственных способностей местной администрации. Залог должен быть залогом. Иначе не привлечь банковский кредит и инвесторов в жилищную сферу.

При действующем порядке субсидирования злостным неплательщиком будет являться именно таковой, а не малоимущий. За это придется отвечать по закону.

Наконец, как всегда и везде: санкции применяются к тем, кто портит жилой фонд, создает угрозу жизни и здоровью окружающих. Но, повторюсь, без предоставления жилья выселению подлежат только самозахватчики, а у них, как правило, есть крыша над головой.

- Пакет законов по формированию рынка доступного жилья был принят не в полном объеме. Что требуется для его полной гармонизации?

- Выделю два законопроекта: о концессионных соглашениях, что очень важно для привлечения бизнеса в ЖКХ, и о налоге на недвижимость, что заинтересует местные власти в развитии и сохранении жилого фонда.

Предстоит принять большое количество нормативных актов на уровне правительства. Два десятка постановлений в ближайшие месяцы и 210 в течение двух лет.

- Последний вопрос. Федеральное агентство по строительству и ЖКХ в прошлом году перешло в систему министерства регионального развития. Какова судьба вашего департамента?

- Принято решение о нашем переподчинении также в минрегионального развития. Но пока мы все еще в минпромэнерго.

Кстати

Чиновники заверяют, что если ипотечная система заработает, то уже к 2010 году треть российских семей улучшит свои жилищные условия за счет собственных средств и за счет жилищных субсидий. При этом ипотечный рынок увеличится в 30 раз. Средняя обеспеченность граждан жильем возрастет с нынешних 19,7 квадратного метра до 21,7 квадратного метра на одного человека. (Для сравнения: в США - 68,8 квадратного метра, в Канаде и Швеции - 40 квадратных метров). И к 2010 из 4,5 миллиона российских граждан, которые стоят в очереди на получение жилья, 2,2 миллиона смогут улучшить жилищные условия за счет собственных средств и ипотечного кредита.

Что же будет с теми, кто уже имеет свое жилье? Им предстоит до 1 января 2007 года решить: приватизировать недвижимость или нет. В случае приватизации собственникам придется платить налог. К тому же они потеряют льготы по налогу на добавленную стоимость, по услугам, связанным с эксплуатацией жилья, по ремонту жилищного фонда. Если расходы покажутся гражданам слишком обременительными, они могут передать свои квартиры в собственность государства, то есть расприватизировать. Тогда жильцы перестанут являться владельцами квартир, а станут уже их арендаторами. Платить в таком случае придется лишь арендную плату за уже снимаемое жилье, при этом передать его по наследству или продать будет невозможно. Накануне.ру

Иллюстрации:
  • Переход от дотаций ЖКХ к субсидиям граждан (2004 год)
  • Переход от дотаций ЖКХ к субсидиям граждан (2005 год)
  • Структура жилищного фонда по нормам собственности
  • Динамика создания товариществ собственников жилья на территории Российской Федерации
  • Жилая недвижимость Ипотека Жилищное право Минэкономразвития