Чисто техногенный подход к проблеме чреват серьезными просчетами. Ведь что такое радиационная безопасность? Это обеспечение безаварийного функционирования объектов использования атомной энергии. Но это лишь одно из средств достижения радиационной безопасности, причем только по отношению к техногенному облучению. "Защитные барьеры", "глубоко эшелонированные защиты" - необходимое, но вовсе не достаточное условие, чтобы обеспечить радиационную безопасность. Должна быть научно обоснованная система гигиенических нормативов. И только их соблюдение гарантирует приемлемый уровень ограничения облучения населения от всех основных источников. Конечно, система предполагает безаварийную работу объектов атомной энергии, соответствие их конструкции, условий эксплуатации нормативным требованиям. Однако безаварийность не самоцель, а лишь одно из средств этой самой безопасности.
Чернобыльская авария в очередной раз подтвердила значимость человеческого фактора. Она показала, что от квалифицированного, но безответственного специалиста не спасают никакие системы безопасности. Лозунг "техническая безопасность - основа ядерной и радиационной безопасности" оказался несостоятельным перед последствиями аварии на Чернобыльской АЭС. По сей день в 14 субъектах Российской Федерации более 1,5 миллиона человек живут на радиоактивно-загрязненных территориях. Государство тратит огромные средства на ликвидацию последствий аварии, компенсации и льготы. А в трех субъектах РФ население подвергается повышенному уровню облучения в результате радиационных аварий 1957 года на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Мы очень быстро забыли преподнесенные Чернобылем и "Маяком" уроки. Кому-то очень хочется избавиться от излишней гласности в области радиационной безопасности. Это чрезвычайно опасно. А заставило меня взяться за перо следующее.
В декабре прошлого года стало известно, что по итогам проведенного Министерством промышленности и энергетики РФ тендера право на разработку общего технического регламента "Ядерная и радиационная безопасность" получил научно-технический центр Госатомнадзора России. Разработку технического регламента он взялся проводить без соисполнителей. Это событие осталось незамеченным, а ведь оно может кардинально изменить ситуацию в данной области. Не в лучшую сторону. Обеспечение радиационной безопасности населения - одна из составляющих национальной безопасности страны, важнейший элемент санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Вступивший в силу в 2003 году Федеральный закон "О техническом регулировании" предусматривает, что оно будет осуществляться в соответствии с общими и специальными техническими регламентами. Требования этих регламентов обязательны. Поэтому чрезвычайно важно, кто именно станет их разрабатывать. Речь идет ни много ни мало о коренной перестройке всей системы обеспечения радиационной безопасности населения.
За последнее десятилетие создана заново система регулирования радиационной безопасности, она приведена в соответствие с международными рекомендациями и доказала свою эффективность. Вся ныне действующая система нормирования, касающаяся населения и персонала, разработана минздравом. Поверьте, это было далеко не просто и потребовало немалых усилий. Введены обязательные пределы доз облучения населения и нормативы для основных его видов. Это гарантирует отсутствие лучевых поражений при высоких уровнях облучения и допустимый уровень риска появления неблагоприятных последствий при облучении в малых дозах.
Еще в 2003 году минздрав начал разработку проекта общего технического регламента "Ядерная и радиационная безопасность". При этом мы посчитали необходимым сохранить основные позиции действующей системы радиационной и ядерной безопасности. Включены общие требования по ограничению облучения населения от всех основных источников, а регламентация облучения природными и медицинскими источниками ионизирующего излучения рассматривается как важнейший элемент радиационной безопасности. Документ был опубликован, прошел обсуждение заинтересованными специалистами и организациями в профильных комитетах Госдумы.
Между тем специалисты Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вместе с Федеральным агентством по атомной энергии разработали альтернативный проект общего регламента "Ядерная и радиационная безопасность", который существенно отличается от проекта минздрава и посвящен исключительно техническим аспектам обеспечения безаварийности ядерных объектов. Остальные вопросы техногенного облучения в нем рассмотрены схематично, а все, что касается медицинского и природного облучения, и вовсе отсутствует. Не рассмотрены вопросы, связанные с авариями на подобных объектах, с проживанием на загрязненных территориях. Как будто и не было Чернобыля. Специалисты Федерального агентства по атомной энергии предлагают вовсе исключить из проекта общего регламента все численные значения дозовых пределов облучения. У сего документа явный крен в сторону ядерной безопасности. Она, конечно, важна и нужна, но это достаточно узкая, специфическая проблема нескольких десятков ядерных объектов. А обеспечение радиационной безопасности касается всего населения России.
Абсолютизация техногенного аспекта проблемы, отрыв ее от безопасности человека может привести к существенной смене приоритетов, замене радиационной безопасности и охраны здоровья населения радиационной безопасностью объекта. Опасная тенденция!
Мы подготовили свой вариант общего технического регламента "Ядерная и радиационная безопасность", который охватывает все аспекты проблемы и направлен в первую очередь на защиту здоровья населения. На что надеемся? На то, что рассмотрение двух альтернативных вариантов в Государственной Думе будет более объективным и ответственным, чем рассмотрение заявок на тендерной комиссии в Министерстве промышленности и энергетики РФ. Уроки Чернобыля на тысячелетия, а мы их торопимся забыть уже сейчас.