Однако при более детальном знакомстве с законопроектом непосредственные участники политического процесса, и прежде всего парламентские партии, увидели подводные камни, которые могут сильно затруднить их движение к заветной цели.
Первыми забили тревогу коммунисты, правда, тогда мало кто понял, что же не устраивает в законе все еще достаточно авторитетную в народе КПРФ. Потом спохватились и "единороссы". Претензии и тех, и других к закону оказались сходными. Партии при выборах по новой системе - в той версии, которая прошла первое чтение, теряли своих одномандатников, а именно они на выборах 2003 года позволили коммунистам создать в Госдуме вторую по численности фракцию, а "Единой России" - набрать не простое, а конституционное большинство. (Сейчас, после исключения из рядов думских "единороссов" вождя российских пенсионеров Валерия Гартунга, поставившего свою подпись под обращением о вотуме недоверия правительству, во фракции - 306 человек.) Но если бы выборы проходили по новым правилам, предположил вице-спикер Госдумы, руководитель внутрифракционной группы "единороссов" Олег Морозов, партия при условии, что ее поддержали бы 37 процентов избирателей, как в 2003-м году, получила бы всего 242 мандата. Это, конечно, большинство, но не то, которое сейчас позволяет "Единой России", ни с кем в Думе не вступая в блоки и не договариваясь, принимать даже конституционные законы.
Так что переход от смешанной системы выборов депутатов Госдумы к пропорциональной, по словам Морозова, прежде всего затрагивает интересы "Единой России", несколько в меньшей степени - коммунистов. И выгоден ЛДПР, которая за три парламентских цикла сумела провести в Госдуму только одного депутата, избранного по одномандатному округу. Поэтому "единороссы" решили, не меняя концепции законопроекта, поправить его таким образом, чтобы, с одной стороны, уменьшить свои потери, а с другой - сделать благое дело избирателям: дать ему таких депутатов, которых они знали бы в лицо. Олег Морозов подготовил в законопроект комплексную поправку, под которой подписались еще около 60 депутатов "Единой России" . Логика их предложения такова - резкий переход от смешанной системы выборов к пропорциональной недопустим. Если полностью отбросить многолетний опыт выборов по одномандатным округам, то кандидаты будут оторваны от избирателей. В крайней форме этот отрыв представляется в виде "большого партийного паровоза" - партия выставляет список из 450 кандидатов, "впереди на паровозе едет машинист, а кто едет в 18-м вагоне на месте 78 - никто не знает. И тогда избиратель голосует за паровоз, точнее, за машиниста". Чтобы конкретизировать всех "пассажиров", направляющихся в Думу, "единороссы" предлагают увеличить число "вагонов", то бишь региональных списков - минимум до ста. То есть каждая партия, участвующая в выборах, должна представить 100 своих региональных списков, в которых будут фамилии известных и уважаемых людей, иначе кто же их поддержит. Но на самом деле число списков может достигать 158, поскольку "единороссы" считают, что большие регионы, где более трех миллионов избирателей, должны делиться в границах, определенных Центризбиркомом. Тогда и партийных списков станет больше. Принцип "один субъект Федерации - один региональный партийный список кандидатов" авторы поправки отвергают, считая его несправедливым: маленькие по численности регионы при равных условиях могут рассчитывать на столько же мандатов, сколько большие.
"Единороссы" также предлагают увеличить общий список партийных кандидатов с 450 до 500 и сохранить прежний способ распределения мандатов - регионы, где партия получила большую поддержку, получают для своих представителей и больше мест в Госдуме. Морозов сотоварищи намерен биться и еще за одну очень важную для партии поправку - право партии передавать мандат первого в списке следующему, если первый отказался работать в Госдуме. Как известно, эта норма была в действующем законе. И позволила добавить привлекательности "Единой России" в регионах за счет губернаторов, которые после выборов не захотели идти в депутаты. Морозов подчеркнул, что если старую норму по передаче мандата внутри партии сохранить не удастся, то он будет настаивать, чтобы этот мандат никому не передавался, то есть в Думе из-за отказников может оказаться меньше, чем 450 депутатов.