Позиции Дамаска за последние годы стали довольно шаткими в Ливане. В середине 70-х годов Сирия сыграла в Ливане позитивную роль. В разгар гражданской войны она ввела свои войска в страну и помогла установить мир. Однако Дамаск воспользовался этим, чтобы сохранить военное присутствие в Ливане. Сегодня многие ливанцы выступают за прекращение сирийской оккупации - именно так они называют присутствие сирийских войск. Несмотря на то что Сирия и Ливан с давних времен считают себя единым государством. Между этими странами никогда даже не было послов. Но за несколько десятилетий независимого существования в Ливане возник государственный национализм. Так что теперь не только христиане, но и многие мусульмане хотели бы жить в полностью суверенном государстве. Однако все понимают: расположенные на территории Ливана сирийские войска могут вмешаться во внутренние дела страны в любой момент. Правительство Ливана также назначается с учетом мнения Дамаска.
В этом смысле Харири был уникальным человеком. Он установил добрые отношения с Сирией и вместе с тем нашел общий язык со всеми основными общинами Ливана. Его знали в мире как главного представителя Ливана. Но в то же время Харири поддерживал тех, кто собирался в будущем потребовать вывода из Ливана сирийских войск. Но будучи осторожным человеком и гибким политиком экс-премьер никогда прямо об этом не говорил. Сирийцы должны были понимать: в первую очередь именно Дамаск обвинят в смерти Харири. А гибель популярного политика только усилит желание ливанцев избавиться от сирийских войск. Конечно, Харири был для Сирии опасной фигурой. Но мертвый Харири мог стать для них еще более опасным, чем живой.
Так что скорее всего убийство ливанского экс-премьера - это хорошо организованная провокация. В первую очередь она усиливает позиции тех, кто требует ухода Сирии из Ливана. Кто организовал убийство Харири, гадать бесполезно. Большинство политических убийств в Ливане никогда не были раскрыты. Многие люди могли быть заинтересованы в смерти экс-премьера. Я не думаю, что к этому преступлению приложили руку Израиль или другие иностранные спецслужбы. Организаторов убийства следует искать в ливанских политических кругах, которые были заинтересованы в компрометации Сирии.
Очевидно, что после убийства Харири международное и внутриливанское давление на Дамаск многократно усилятся. А любые попытки Сирии все же оставить войска в Ливане будут выглядеть как отказ Дамаска услышать волю ливанского народа. Убийство Харири - сильный удар по "просирийскому" президенту Ливана Эмилю Лахуду. В сложной ситуации окажется организация "Хезболла", которая поддерживает тесные отношения с Дамаском. Она может потерять авторитет в обществе, если будет выступать за сохранение военного присутствия Сирии в Ливане. Убийство экс-премьера вряд ли спровоцирует в Ливане гражданскую войну. Однако вооруженные столкновения вполне возможны. Особенно если ливанские власти пойдут на фальсификацию парламентских выборов, намеченных на весну. Или же среди народа возникнет ощущение, что результаты голосования сфальсифицированы. Сомневаюсь, что США воспользуются убийством Харири для проведения вооруженных акций против Сирии. Это было бы контрпродуктивно. Тем не менее Америка постарается воспользоваться ситуацией и усилить международное давление на Сирию.