17.02.2005 02:00
Общество

Сканер персонального досмотра защитит от террористов

Созданный российскими и белорусскими специалистами прибор поставит барьер перед террористами
Текст:  Евгений Казюкин (Минск - Москва)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (202)
Читать на сайте RG.RU

В российской столице завершился международный форум "Технологии безопасности". Особый интерес вызвала у специалистов представленная на нем разработка российско-белорусской специализированной промышленной группы. Уникальную систему - цифровой рентгенографический сканер персонального досмотра - продемонстрировали участникам форума, среди которых были представители Госдумы РФ, ФСБ и Федерального агентства воздушного транспорта. "Секьюри-скан" способен надежно защитить различные объекты, в первую очередь аэропорты и самолеты, от проникновения вооруженных террористов. Новшество оценили по достоинству - был заключен контракт на производство шести образцов сканера, скоро они появятся в московском аэропорту Внуково. А потом эти системы поступят и в другие регионы России.

Руководитель предприятия "Адани", специалисты которого разработали и сконструировали "всевидящий" сканер, Владимир ЛИНЁВ доволен итогами форума и открывающимися перспективами.

- Проблема защиты предприятий гражданской авиации от террористов сегодня стоит как никогда остро, - отметил он. - Здесь нет мелочей, и это тот случай, когда скупой платит дважды. США потратили в минувшем году на разработку новой техники для охраны сооружений гражданской авиации 70 миллионов долларов. Еще больше израсходовала на безопасность аэропортов Англия - 165 миллионов фунтов стерлингов. Сегодня сфера безопасности стала приоритетной и в России. Прошедший международный форум тому свидетельство. Есть четкое понимание необходимости такой работы, появилась государственная программа. Так что наши системы персонального досмотра будут широко востребованы.

- Насколько известно, первые образцы ваших сканеров уже несколько лет успешно работают в разных странах, не так ли?

- Да, наша технология, которая "родилась" в 1999 году, выдержала испытание временем. Впервые подобные системы доказали свои преимущества в Южной Корее во время чемпионата мира по футболу. Хорошо зарекомендовали они себя и в Южной Африке, на алмазных рудниках, на предприятиях по обработке алмазов. Наша система четко распознает пластиковую взрывчатку и пластиковое оружие, позволит получить, как мы говорим, проекционное рентгеновское изображение человека, увидеть, что спрятано под одеждой, заглянуть внутрь. При этом не возникает проблемы этического плана, что характерно для иных сканирующих систем на основе отражения излучения, которое как бы раздевает человека. И у нас не надо проводить двух-трех сканирований: спереди, сзади, сбоку. Все делается быстро и безопасно при очень низкой дозовой нагрузке.

В Москве мы начинали с аэропорта Домодедово. Там уже три месяца эксплуатируется наша установка, она показала высокую эффективность. А еще раньше наши разработки заметил и поддержал мэр Москвы Юрий Лужков. В Минске он посетил республиканскую выставку и надолго задержался у нашего стенда. А потом дал команду своим помощникам познакомиться с нашими изделиями и наладить их производство в Москве. Мы даем московским коллегам свои разработки, идеи, а они воплощают все это в готовые аппараты. Кстати, в сотрудничестве с группой российских компаний мы создаем и другие средства, необходимые для обеспечения безопасности. Например, специальную технологию контроля багажа. Она уже разработана, и мы заканчиваем ее сертификацию в России.

- В каких еще совместных программах участвует ваш коллектив?

- Больше года мы работаем по программе научно-технического сотрудничества между Москвой и Минском по контролю большегрузного транспорта. Эта программа была подписана руководителями наших столиц, она утверждена и постановлением Совета Министров Беларуси. Мы реализуем ее совместно с российскими учеными, рядом институтов и предприятий. Цель - предотвратить взрывы домов, поставку оружия, наркотиков. От нашей установки ничего и нигде нельзя спрятать - ни под капотом грузовика, ни в кузове, ни в шинах. Такие технологии в мире известны, но они очень дорогие: стоит такой комплекс от двух до трех миллионов долларов. Наша аппаратура дешевле в 3-4 раза. Почему? Да потому что мы опираемся на технологии и разработки, что уже имеются в научном портфеле россиян и белорусов. К тому же общими усилиями все делается быстрее и лучше.

Наука