Иранское руководство, с одной стороны, все чаще начинает вызывать "головную боль" у Вашингтона, а с другой - предлагает России новые головокружительные контракты. Очевидно, что в Братиславе состоится серьезный разговор по иранскому вопросу.
Ядерная программа Ирана вызывает ожесточенные споры в мировом сообществе. США считают, что появление у Тегерана свого ядерного оружия представляет серьезную угрозу. Джордж Буш прямо заявил, что не исключает военных действий против Ирана. Между тем европейские страны (в первую очередь Франция, Германия и Великобритания) ведут с иранскими властями затягивающиеся переговоры о замораживании Тегераном программы по обогащению урана. Стороны требуют друг от друга реальных гарантий, дать которые европейцы не в состоянии без участия в переговорах представителей США.
Тегеран, в свою очередь, надеется на помощь Москвы. "Считаем, что роль России может оказаться весьма полезной для продвижения этих переговоров", - отметил вчера Хасан Роухани в начале переговоров с Путиным.
В Кремле, конечно же, полностью согласны и с Европой, и с Соединенными Штатами в том, что расширение клуба ядерных государств лишь осложнит международную обстановку.
И все же в агрессивных заявлениях США, по мнению российских политологов, нельзя не усмотреть стремление Белого дома установить полный контроль над стратегическим регионом и его коммуникациями. При этом российские фирмы продолжают строительство первого блока АЭС рядом с иранским городом Бушер. По расчетам специалистов, его пуск должен состояться в 2006 году. Чтобы окончательно снять все вопросы по этому проекту, Москва еще в ноябре 2003 года договорилась с Тегераном подписать соглашение о вывозе обратно в Россию из Ирана всего отработанного ядерного горючего после его использования на иранской АЭС. Однако до сих пор подобный документ так и не подписан. Правда, глава Федерального агентства по атомной энергии РФ Александр Румянцев на днях сообщил, что намерен уже 26 февраля в Тегеране наконец подписать это соглашение.
Если ничего не помешает планам Румянцева, то Россия сможет практически без ограничений продолжать полномасштабное сотрудничество с Ираном. Тем более что и все проверки инспекторов из МАГАТЭ за последние шесть месяцев не обнаружили свидетельств того, что иранцы тайно работают над созданием ядерной бомбы. "Последние действия Ирана убеждают нас в том, что ваше государство действительно не намерено производить ядерное оружие, а это значит, что мы будем продолжать сотрудничество во всех сферах, в том числе в ядерной энергетике", - заявил Путин. "Сегодня ни у кого нет сомнений, что наша деятельность носит исключительно мирный характер", - ответил Роухани. Сомнения все же пока еще есть. В том числе и у России. "Надеемся, что Иран будет придерживаться всех взятых на себя обязательств", - счел необходимым добавить Путин. А пока Тегеран оправдывает надежды Москвы, стороны обсуждают новые далеко идущие планы. Иран уже заявил, что намерен построить семь АЭС, подобных Бушерской, чтобы не наступила полная зависимость от нефтяного сектора. Переговоры, в том числе и по этому вопросу, вероятнее всего, продолжатся уже достаточно скоро. Президент России собирается побывать в Иране: "Мы готовимся к этому визиту", - сообщил Путин Роухани.