Накануне официальными представителями Ирана и России было объявлено, что такой документ полностью согласован. Как пояснили в Росатоме, принципиальная договоренность с иранским руководством о возврате ОЯТ в страну-производитель, как это обусловлено правилами МАГАТЭ и договором о нераспространении ядерного оружия, была достигнута еще в 2003 году. Однако до последнего времени никак не удавалось согласовать финансовые условия контракта. Теперь эта страница перевернута, хотя конкретные суммы пока не разглашаются.
В Иран отправляется делегация, в составе которой официальные представители "Атомстройэкспорта" (генерального подрядчика), корпорации "ТВЭЛ" (производителя и поставщика и ядерного топлива), Ростехнадзора (отвечает за обеспечение ядерной и радиационной безопасности), а также российского МИД. Во время этого рабочего визита, который продлится до 27 февраля, предполагаются встречи с вице-президентом Ирана, главой Организации по атомной энергии этой страны Голям Реза Агазаде, а также возможно посещение строящейся атомной станции в Бушере.
Руководители ОАО "ТВЭЛ" подпишут с иранскими коллегами дополнительный протокол к заключенному ранее контракту на поставку ядерного топлива. Необходимое количество его уже произведено на Новосибирском заводе химконцентратов и находится на складе в ожидании команды на отправку. К слову сказать, там же было произведено топливо для первого блока Тяньваньской АЭС в Китае, которая тоже сооружается с участием России и по нашему же проекту. Еще в прошлом году оно поставлено заказчику, и вот-вот должны приступить к его загрузке в реактор, что знаменует собой первый этап физического пуска энергоблока.
Аналогичная процедура на АЭС в Бушере, если завтра в Тегеране подпишут протокол о возврате ОЯТ, может начаться уже в конце нынешнего года. Энергетический пуск атомной станции в Иране, согласно последним корректировкам рабочего графика, ожидается в 2006 году. Как отмечают эксперты, протокольное, на первый взгляд, событие завтрашнего дня не просто убирает препятствие для завершения работ на первом энергоблоке АЭС в Бушере, но и открывает "зеленый свет" российско-иранскому сотрудничеству в сфере мирного использования атомной энергии.