Управление наземным транспортом, несмотря на то что на дворе уже двадцать первый век, до сих пор было на уровне начала прошлого столетия.
- Самолеты, корабли, железная дорога, метрополитен давно уже получили электронную диспетчеризацию, - сказал "РГ" Леонид Липсиц, глава столичного Центра организации движения, - а автобусами и трамваями по-прежнему руководит человек по телефону.
До сих пор остается громадной проблемой узнать, почему опаздывают автобусы: на рейсе произошла авария, автобус попал в пробку или просто водитель решил свернуть с маршрута и прикорнуть в сторонке.
Столичные транспортники к последней субботе готовились капитально. Последние два года за счет собственных внутренних средств они постепенно создавали модель электронной диспетчерской на одной отдельно взятой части Москвы - Северо-Западе. Первый центр управления появился на "Щукинской". Сейчас диспетчерская обслуживает почти 500 маршрутов, пролегающих по Северу и Северо-Западу столицы, и даже выезжающих в Подмосковье - в Красногорск и Нахабино. Ежеминутно сюда через спутник приходят данные о местонахождении любого транспортного средства, подключенного к системе. Их передвижения можно посмотреть на электронной карте. После того, кстати, как появились первые штрафы за беспричинные отклонения от маршрута, дисциплина водителей резко повысилась - компьютер не обманешь. Ну и, конечно, пассажиры стали меньше жаловаться на опоздание автобусов.
Кроме того, транспортники получили возможность мгновенно узнавать об авариях и поломках - через связь по радиоканалу, которой параллельно оборудуются все автобусы. Это необходимо не только для того, чтобы тут же выслать техпомощь или вызвать сотрудников ГИБДД, но и для того, чтобы выпустить машины из резерва для пассажиров. Единственное, с чем электронная система справиться не в состоянии, так это с пробками. Но и здесь она полезна - водитель может сообщить диспетчеру, что он начинает опаздывать. И как уже рассказывала "РГ" 22 января, данные с транспортных средств об их задержках будут передаваться на электронные табло на остановках, первые опытные образцы которых уже висят у станции метро "Щукинская". А сейчас заканчивается тестовая отладка системы информирования пассажиров о времени прибытия автобусов на остановки через Интернет и технологию GPRS мобильных телефонов. Кроме того, как сообщил Павел Златин, глава департамента транспорта и связи, через эти электронные каналы связи скорее всего можно будет и прокладывать свой персональный маршрут передвижения по городу.
Столичный мэр, одобрив работу транспортников, дал поручение своему заместителю Юрию Росляку изыскать в бюджете средства на распространение электронных диспетчерских по абсолютно всем городским предприятиям общественного транспорта до конца 2006 года. В общей сложности весь проект оценивается в 440 миллионов рублей.
Столичного мэра поддержал министр транспорта РФ Игорь Левитин, также присутствовавший на совещании. По его словам, опыт Москвы вполне возможно будет тиражировать на еще 18 регионов страны, где уже есть отдельные элементы электронной системы диспетчеризации. В частности, по такому же принципу работает Ярославль, где через спутник следят за тысячью автобусами.