В рамках больших обменных гастролей БДТ в МХТ, а МХТ в БДТ питерцы покажут семь спектаклей Большого драматического театра: "Костюмера" и "Калифорнийскую сюиту" в постановке Николая Пинигина, "Двенадцатую ночь, или как пожелаете" Григория Дитяковского, "Перед заходом солнца" Григория Козлова, "Дом, где разбиваются сердца", "Копенгаген" и "Маскарад" Темура Чхеидзе. Лермонтовской трагедией в интерпретации БДТ, в которой смерть оказалась гораздо красивее и убедительнее жизни, гастроли и открылись.
А накануне художественный руководитель театра Кирилл Лавров и главный режиссер Темур Чхеидзе рассказали о путешествии из Петербурга в Москву, о своей гастрольной и общетеатральной политике. И, наконец, о том, почему приглашение Кирилла Лаврова возглавить БДТ Темур Чхеидзе принял только через пятнадцать лет уговоров.
Кирилл ЛАВРОВ:
- Спектакли, которые мы привезли в Москву, - наш ведущий репертуар, нормальная афиша на десять дней работы в Петербурге. Это постановки последних лет: два-три года назад выпущенные или совсем свежие, как "Копенгаген". Они друг на друга не похожи, даже те, которые сделаны одним и тем же режиссером.
Раньше у нас все ставил практически один человек - Товстоногов. За всю тридцатитрехлетнюю историю его руководства театром по пальцам можно перечесть случаи, когда работали приглашенные режиссеры. В горькие для нас дни 89-го года, когда мы остались без нашего шефа, Темур Чхеидзе был первым человеком, которого я пригласил в театр и который первый пришел мне на помощь. Я видел его замечательные спектакли, покойный Георгий Александрович очень ценил в Темуре его дарование и высоко отзывался о нем как о режиссере. Я не могу не сказать сейчас добрых слов в адрес Олега Ефремова, потому что на тот момент, когда я звал Темура, у него была договоренность на постановку во МХАТе. И я Олега очень попросил, чтобы он, учитывая нашу трагическую ситуацию, уступил нам Темура на время. Олег Николаевич пошел навстречу. С тех пор минуло пятнадцать лет. Как один день. С первого же года пребывания Чхеидзе в БДТ я начал усиленную его обработку, чтобы он возглавил театр. Мое глубокое убеждение, что руководить театром должен человек по профессии режиссер - у него целый ряд рычагов, благодаря которым он может заниматься воспитанием труппы. Темура Чхеидзе я видел на этом месте в первую очередь из-за его профессиональных качеств. И не в последнюю из-за того, что он удивительно легко и органично вошел в наш коллектив. Это важно: я всегда считал, что любая революция, любая ломка, любое через - колено-ломание ситуации ни к чему хорошему в результате не приводят. Темура артисты обожают - он человек нашей группы крови. Все 15 лет я его уговаривал. Через пятнадцать лет он милостиво согласился. И в новом качестве целиком оправдал мои ожидания. Возникает вопрос, почему тогда везде написано, что в театре есть и художественный руководитель? Это было условием Темура: он сказал, что примет предложение, только если я еще останусь худруком театра.
Все это время я старался находить людей, близких нам по духу и по творческим идеалам. Не было такого, чтобы вдруг пришел в БДТ какой-то авангардист, который бы все поломал, заставил артистов ходить вверх ногами и мы все стали учиться это делать. Я старался такого не допускать. Искал талантливых режиссеров, исповедующих нашу театральную творческую религию. Поэтому наши актеры не испытывают серьезного дискомфорта от встреч с новыми режиссерами. Это вовсе не означает, что мы такие ретрограды, закостенели в собственных традициях. Просто мне кажется, свои принципы необходимо защищать и отстаивать при самых разнообразных эстетических новациях, которые могут быть и в БДТ, но главной должна оставаться кровь нашего русского психологического театра. Чему нас всегда учил Георгий Александрович Товстоногов.
Темур ЧХЕИДЗЕ:
- Почему я пятнадцать лет отказывался стать главным режиссером и вдруг согласился... Скажу честно: сейчас со всех точек зрения наступила совершенно другая эпоха для театра. Для любого. И такой могучий коллектив, как БДТ, невзирая на свое великое прошлое - не будем стесняться этого слова, - все равно нуждается в новой по многим параметрам жизни. Я счел, что вот именно сейчас уходить из дела я не имею права. БДТ мне столько дал. И я должен принимать активное участие в этой хирургической операции, потому что со мной она будет чуть менее болезненно происходить, чем без меня, простите за наглость.
Что же касается "Маскарада", которым мы открываем гастроли, я знаю, кому-то он нравится, кому-то совсем нет. Защищать спектакль я не буду. Если по-настоящему никуда не торопиться и попытаться понять состояние этих людей, и особенно Арбенина, он не оставляет впечатления сырого. Я помнил, что не всегда и не всем удавалось "Маскарад" поставить. Но наступает период, когда надо рискнуть, тем более если почти с детства об этом мечтаешь. И где же не рискнуть, как не в БДТ? Я бы никогда не отважился взяться за "Маскарад", будучи приглашенным режиссером где-нибудь на стороне - артистов надо хорошо знать, с ними жить, а не только репетировать. Это не красивые слова. Если каждый день не хочется встретиться с артистами, с которыми работаешь, если не скучаешь по ним, не идешь к ним как на свидание - никогда ничего не получается. Правда, это не является гарантией. Иногда, бывает, идешь как на свидание, а в результате потом... Но в таких случаях обычно виноват я.