01.03.2005 01:10
Культура

"Оскаровская" ночь прошла без сюрпризов

"Малышка" легко отбила всех главных "Оскаров"
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3709)
Читать на сайте RG.RU

Актерские победы и поражения можно было с высокой точностью предсказать заранее. У Леонардо ДиКаприо как не заладилось с "Титаником", так не везет и в дальнейшем. После поражения 2004 года с грандиозно сыгранным пиратом Карибского моря Джонни Депп уж точно был обречен на неудачу с "Волшебной страной", где ему негде развернуть свою фантазию. Победа Джеми Фокса в роли Рэя Чарльза мне тоже не кажется безусловной - здесь, на относительном безрыбье, сработал принцип рулетки. Фоксу мог бы обломиться и еще один "Оскар" - актер был номинирован также за роль второго плана в фильме "Соучастник". Но там его обошел Морган Фримен.

У Леонардо ДиКаприо как не заладилось с "Титаником", так не везет и в дальнейшем

Опять не повезло живому классику Мартину Скорсезе. Он уже в пятый раз за долгую жизнь в искусстве выслушал положенную порцию признаний в любви, но снова ушел без главных призов. "Авиатор" удовольствовался премиями за художественное оформление, костюмы, монтаж, операторское мастерство и женскую роль второго плана (Кэйт Бланшетт). Наличие в числе номинантов Клинта Иствуда автоматически ставит его на пьедестал победителя - своего главного ковбоя в Голливуде очень любят, им умиляются, восхищаются его способностью сохранять форму. Зал взорвался аплодисментами, когда 74-летний актер-режиссер поблагодарил свою мать. "Она снова здесь со мной в этот вечер, - сказал Иствуд. - Ей 96 лет, и я хочу сказать ей спасибо за ее гены. Я чувствую себя мальчишкой, которому еще многое предстоит сделать". Под стать Иствуду его актриса Хилари Суонк - тоже борец что надо: она сняла уже второго "Оскара", причем каждый раз с первой попытки. До нее такая стрельба без промахов удавалась очень немногим звездам, среди которых великая Вивьен Ли.

Среди полнометражных анимационных лент соревновались всеми любимые "Шрек-3", "Подводная братва" и "Суперсемейка", и это снова был бег ноздря в ноздрю. Победа "Суперсемейки" для искусства компьютерной анимации не означает никакого рывка, хотя и фиксирует стабильное первенство студии "Пиксар", оттеснившей корифея мульткино - студию Диснея - на второй план. Напомню, что год назад "Пиксар" взял "Оскара" за сказочку из рыбьего царства "В поисках Немо". В номинации "Лучший фильм на иностранном языке" победила испанская драма Алехандро Аменабара "Море внутри", уже получившая "Золотого льва" в Венеции.

Остальные призы распределились так: премия за оригинальный сценарий - Чарли Кауфман, Мишель Гондри и Пьер Бисмут ("Вечное сияние чистого разума"). Лучший сценарий на основе другого литературного материала - Александр Пэйн и Джим Тэйлор ("Обочины"). Лучшая музыка - Ян Кашмарек ("Волшебная страна"). Лучший звук - "Рэй". Лучшая песня - Al Otro Lado Del Rio ("Дневник мотоциклиста"). Лучшие спецэффекты - "Человек-паук-2". Лучший документальный фильм - картина про детей жриц любви в Калькутте "Рожденные в борделе". Почетного "Оскара" за вклад в киноискусство удостоен Сидни Люмет ("Двенадцать разгневанных мужчин", "Вердикт"), чьи картины более 50 раз выдвигались на премии Американской киноакадемии.

Когда на дорожке бегуны одинаково средних достоинств при отсутствии очевидных лидеров, то и болеть как бы не за кого. Ушибленные упавшим рейтингом "Оскара" организаторы шоу решили пригласить на роль ведущего Криса Рока в надежде, что отвязная звезда телешоу "Политически некорректный" привлечет юношество. Рок провел церемонию по своим нормам, вальяжно и даже почти обошелся без мата, хотя, предлагая дамам и господам сесть, и употребил однажды слово "задница". Но несомненно укрепил характеристику, которую сам же недавно дал "Оскару", назвав шоу идиотским. Он храбро разложил коллег по полочкам, сообщил, что если Иствуд Клинт уже звезда, то Магуайр Тоби всего только мальчик в колготках, не пощадив, к своей чести, и самого себя. Однажды даже спас ситуацию, заменив в дуэте с Адамом Сандлером объявленную, но не вышедшую на сцену Кэтрин Зиту-Джонс. Много острил по поводу роли, сыгранной президентом Бушем в документальном фильме "Фаренгейт 9/11", - напомнил о победе президента на церемонии антипремий "Золотая малина", где Буш только что был объявлен худшим актером года. Но вообще выдавал такой специфически американский юмор, который наши синхронисты на Первом канале и перевести не всегда могли. Однажды они трактовали нечто произнесенное вполне светской дамой как "хрень собачью", чем навлекли на церемонию "Оскара" гнев Андрея Малахова, который вел ночной эфир Первого канала. Малахов был модно небрит и с успехом продемонстрировал свой редкий талант даже глобальному шоу придать цвета тамбовской дискотеки. Он решил, что дама за океаном, наверное, так и сказала: хрень - и всем сразу стало интересно, как это будет по-английски. Этот лингвистический момент даст читателям представление об изюминках, которые московские умельцы по ходу шоу ввинчивали в заморское тесто. Первый канал активно использовал церемонию для рекламы своего нового блокбастера "Турецкий гамбит", для чего пригласил актрису фильма Ольгу Красько. Но она ничего хорошего в эфире не сказала, а только смеялась.

Парад мод, который для значительной части телепублики составляет главную притягательную силу "Оскара", мог озадачить. Если верить звездам, в ходу траурные тона: в черном были Хилари Cуонк и Аннетт Бенинг, Джеми Фокс и Аль Пачино, Тим Робинс и Дон Чидл, Скарлетт Йоханнсон, Майк Майерс и Дастин Хоффман, причем все мужчины в черных галстуках. Это напоминало похоронный джаз из фильма "Веселые ребята" и навевало подозрения в том, что стартовое приветствие Криса Рока "Добро пожаловать на последнюю церемонию "Оскара"! надо рассматривать как вещее.

Но хоронить "Оскар", конечно, рано. Его фирменная ночь хоть и потускнела, но все еще представляет собой самое востребованное телешоу, которое транслируется практически на всю планету. "Оскар" - наиболее совершенный пример раскрутки - сверкающего сосуда, который стерильно пуст, но привлекателен для взоров. Если бы не роскошные туалеты и не пышные хвосты созданных журналами мифов, то эти не слишком остроумные люди на телеэкранах не собрали бы и зал средних размеров. "Оскар" - единственное великое искусство века, способное гипнотизировать вакуумом. Наши "Орлы" и "Ники" перед ним кажутся Чеховым и Достоевским вместе взятыми.

Кстати

Абсолютная "оскаровская" рекордсменка - Кэтрин Хэпберн, у нее 12 номинаций и 4 премии. Самый юный лауреат - 10-летняя Татум О`Нил ("Бумажная луна"). Самый старый - 80-летний Джордж Бернс ("Солнечные мальчики").

Самый первый "Оскар" вручался на банкете в зале голливудского отеля "Рузвельт" 16 мая 1929 года в присутствии 250 гостей и при цене билетов в 10 долларов. Первым лучшим фильмом стали "Крылья" Уильяма Уэллмана, специальный приз получил Чарли Чаплин за "Цирк". Уже через год зал был переполнен журналистами, прошла первая радиотрансляция. В 1942 году война заставила отказаться от банкетов, "Оскаров" стали вручать в театральном зале. Первая трансляция по ТВ - в 1953-м. "Оскар" откладывался трижды: в 1938 году из-за наводнения, в 1968-м из-за убийства Мартина Лютера Кинга, в 1981-м из-за покушения на Рональда Рейгана. Три года назад церемония чуть не сорвалась из-за выходки некоего героя, сумевшего украсть статуэтки. Билеты на торжественный вечер теперь не продают - впускают по приглашениям.

Кино и ТВ Госнаграды