Заинтересовало Сергея Миронова уникальное изобретение воронежского автора, способное решить многолетнюю проблему горнорудной промышленности, и не только отечественной. Аналога деркачевской установке по почти стопроцентной добыче драгоценных и редкоземельных металлов нет во всем мире. Обычные способы и технологии позволяли взять из руды едва лишь половину полезных ископаемых – остальное уходило в отвалы. Этих отвалов – поистине золотоносных – накопилось по стране великое множество: они не только портят пейзаж, но и наносят ощутимый вред природе.
Борис Деркачев по специальности авиаконструктор. Взялся за проблему добычи металла из отвалов более десяти лет назад. Так в жизни получилось, что несколько годов провел в старательских артелях в Якутии, работал на горно-обогатительных комбинатах. То есть знал процесс добычи металла не понаслышке. Заинтересовавшись проблемой всерьез, глубоко изучил труды ведущих ученых по гидродинамике – и нашел решение проблемы.
Сам Борис Павлович рассказывает, что прежде чем запатентовать изобретение, он построил опытную установку, испытал ее на приисках – и отвез документы в Москву к патентоведам.
В 1999 году экспозиция достижений воронежского изобретателя была отправлена защищать честь России на Брюссельский всемирный салон изобретений и новаций. Там она произвела фурор. Деркачева тут же пригласили южноафриканские горнопромышленники – с помощью его установки смогли извлекать из породы более девяноста процентов золота. Это был ошеломляющий результат. Там же, в Африке, Бориса прозвали «русским самородком». В России же на его изобретение никто и внимание не обращал – мало ли их ходит, изобретателей и рационализаторов, с портфелями, полных бумаг.
Деркачеву не раз предлагали (и до сих пор регулярно делают это) продать патент, но он не идет на самые лестные предложения, потому что верит, что его изобретение еще понадобится родине. Ведь это так очевидно: увеличение без особых затрат золотого запаса и полновесная добыча редкоземельных металлов позволят быстрее решить насущную и глобальную задачу – роста ВВП.
Борис Деркачев на первой установке не остановился, постоянно совершенствует технологический процесс. В какой-то степени его поддерживают патентоведы. Год назад из «сертификата» международного образца, который ему выдали, узнал себе цену. Оказывается, его интеллектуальная собственность зарубежными экспертами была оценена в сорок четыре миллиона долларов. Но это за прежний международный патент. Новая усовершенствованная установка выделяет из породы уже частицы до пяти микрон!
В конце прошлого года из Брюсселя пришла еще одна обнадеживающая новость – воронежцу компетентное жюри выставки присудило вторую золотую медаль. Сам Борис Павлович до столицы Бельгии добраться даже не пытался – живет он очень скромно. Вместо него посетителей, а это были в основном горнопромышленники, запомнившие его по прошлой выставке пять лет назад, встретила только увеличенная фотография изобретателя, взятая организаторами экспозиции из газет.
Скорей всего, именно новостные сообщения СМИ и попали на глаза председателю Совета Федерации Сергею Миронову. В прошлом он был геологом, геофизиком, и с проблемой был знаком. Их встреча состоялась. Это был сугубо деловой разговор двух людей, одинаково озабоченных проблемой. Борис Павлович по сути говорил не о себе и личных трудностях.
Волновала, в том числе, судьба российских изобретений, по сути незащищенных от плагиата, от «возможностями взять их через Интернет и воспользоваться где-нибудь в Гонолулу». Но самое главное – они смогли бы принести огромную пользу стране, если бы государство смогло взять новации под свою опеку. На частный капитал пока надежды нет, так как все новоявленные капиталисты намерены вкладывать деньги лишь в проекты, дающие немедленную отдачу.