10.03.2005 04:00
Власть

Росрегистрация намерена создать единый реестр недвижимости

Новый глава Росрегистрации - о своих планах
Текст:  Анна Закатнова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3715)
Читать на сайте RG.RU

Российская газета|

Сергей Николаевич, вы возглавляете одну из тех новых структур, сам факт существования которых иллюстрирует ход административной реформы. Скажите, какие проблемы для вас оказались самыми серьезными?

Сергей Мовчан|

Итоги подводить пока рано. Декабрь прошлого года у нас был штурмовой: люди работали по шестнадцать часов в сутки. Надо было сформировать службу из более чем 25 тысяч человек, произвести назначения в 77 регистрационных округах. И при этом численность центрального аппарата составляет всего 143 человека. А ведь 143 человека, работающие в центральном аппарате, - это не просто руководящая структура: они же еще сами производят регистрационные действия, в том числе по партиям и по недвижимости. Знаете, я все это говорю сейчас не для того, чтобы заявить о необходимости увеличения аппарата, просто люди перегружены работой, причем в зарплате при переходе к нам многие из них потеряли, и потеряли в разы. Во всех субъектах Федерации, которым принадлежали учреждения юстиции, занимавшиеся регистрацией объектов недвижимости до 1 января, заработная плата была существенно выше, чем у федеральных чиновников. При получении первой зарплаты у многих сотрудников был просто шок, поэтому сейчас начинается отток квалифицированных кадров. Люди уходят в бизнес, иные негосударственные структуры, но многие остаются и продолжают работать в новых непростых условиях, за что хочется сказать им огромное человеческое "спасибо". Да, не все гладко проходит при передаче учреждений юстиции в состав службы, при формировании новых территориальных органов, но это, будем так говорить, трудности нашего роста.

РГ|

Штат сформирован. Чем именно вы намерены заняться в первую очередь?

Мовчан|

Ключевым направлением для нас является создание Единого государственного реестра, и прежде всего по сделкам с недвижимостью. А для рядового гражданина, стоящего в очереди на оформление документов, более важным направлением нашей деятельности является скорейшее решение проблемы "самих очередей" - их просто не должно быть.

РГ|

Сколько времени потребуется для появления Единого реестра?

Мовчан|

Думаю, что не буду оригинален - все упирается в деньги. С одной стороны, это очень затратный механизм, а с другой - крайне необходимый. Без Единого государственного реестра невозможно проводить нормальные, "чистые" сделки: в его базе данных будет фиксироваться вся история каждого объекта недвижимости - и обременение, и аресты, и переход права собственности. Представьте, в наших обособленных подразделениях происходит регистрация сделок по различным объектам недвижимости, далее в режиме реального времени информация передается в территориальный орган, где будут стоять мощные серверы, накапливающие информацию, способную за доли секунды идентифицировать любые сделку или объект недвижимости. В идеале вся информация должна стекаться в информационный центр в Москве и содержаться в единой для всей территории страны серверной базе. Сегодня у нас более 50 самостоятельных программных продуктов, которые используются в различных субъектах Федерации. Насколько я успел ознакомиться, очень качественные программы есть в Санкт-Петербурге, Москве, Московской области, Самаре. Всех их нужно свести воедино - это должно быть удобно, в открытом для населения доступе, максимально облегчающем оказание услуг по регистрации недвижимости. Для этого как минимум нужно создать единый программный продукт или выбрать из тех, что существуют, тот, который смог бы обеспечивать функционирование и обслуживание на всей территории Российской Федерации. А для решения этих первоочередных задач потребуется приобретение весьма дорогостоящего так называемого "железа", соответствующего самым современным требованиям. Кроме того, нужно еще и квалифицированно обслуживать это оборудование, а для этого нужны грамотные компьютерщики, которые в нынешних рыночных условиях дорого стоят.

РГ|

И после этого все очереди, места в которые граждане занимают еще затемно, исчезнут?

Мовчан|

Не сразу. Сегодня, если говорить о тех же очередях при регистрации прав на квартиры (а это подавляющее большинство стоящих в очередях), то, вероятно, окончательная ликвидация этих очередей дело будущего, но уж их уменьшение - это, несомненно, дело сегодняшнего дня. Но хотелось бы отметить, что, к сожалению, наши граждане никак не хотят поверить, что срок приватизации жилья продлен до 2007 года и у них еще достаточно времени, чтобы оформить все необходимые документы, а не мучиться в очередях.

Кроме того, мы не отметили еще одну важнейшую функцию Единого государственного реестра. Каждый раз, когда вы регистрируете сделку с недвижимостью, а чаще всего это либо купля-продажа квартиры, либо оформление права собственности на свой земельный участок, то обязаны сдать строго определенный законом пакет документов, который, попадая в базу, проходит всестороннюю проверку - и это прямая защита интересов обычного гражданина как собственника. Еще раз, пользуясь случаем, хочу подчеркнуть и предостеречь граждан: без нашей регистрации любая сделка неправомерна. Все, что происходит вне стен Росрегистрации с объектами недвижимости на территории Российской Федерации, - это так называемое "слово джентльмена".

РГ|

А деньги на создание Единого государственного реестра будете выбивать уже в бюджете-2006?

Мовчан|

Сидеть сложа руки и ждать, когда нам упадут деньги, точно не будем: воспользуемся нашими возможностями и при формировании бюджета на 2006 год и продолжим наши переговоры с министерством финансов относительно дополнительного финансирования уже в этом году. Сам процесс создания реестра займет не один год. Для примера, в Швеции подобный проект длился десять лет. Сегодня мы очень плотно начали работать со Всемирным банком, который готов выдать нам кредит в рамках целевого правительственного соглашения. Так вот у них этот проект рассчитан на шесть лет. Конечно, мы не будем шесть лет жить ожиданиями. Ведь реестр есть, но в разрозненном виде. Кстати, хотел бы отметить помощь, оказываемую в этом вопросе министерством связи, где нам пообещали всемерную поддержку.

РГ|

Со следующего года вам предстоит тотальная проверка всех политических партий. Скажите, а какое число партий вы считаете оптимальным для России?

Мовчан|

Я считаю, что партий должно быть ровно столько, сколько востребовано гражданским обществом. Будет сегодня потребность в одной партии, значит, будет существовать одна партия. Не очень хочется сравнивать с США, но тем не менее там есть всего лишь две основные партии, и такая ситуация их устраивает. В России сегодня существуют 44 партии. С учетом принятых изменений в Законе о партиях они обязаны будут произвести определенные реорганизационные мероприятия. Следствием этого, думаю, станет уменьшение числа зарегистрированных партий.

РГ|

Как вы относитесь к таким политтехнологическим проектам, когда две партии фактически сливаются под одним брендом. Ведь при этом сущность "старой" партийной структуры полностью меняется, как это, скорее всего, произойдет с новым проектом объединенной демократической партии?

Мовчан|

Есть политтехнологи и есть юристы. Политтехнологи могут "фонтанировать" идеями, но в плоскости юриспруденции мы неминуемо натолкнемся на совершенно обыденные вопросы. Когда будут поступать соответствующие документы к нам, естественно, мы будем их рассматривать только с правовой точки зрения: нарушен ли порядок при создании данной партии, достаточно ли тех документов, с которыми они к нам обращаются, законна ли процедура присоединения или слияния. Ну, а если с нашими действиями не будут согласны, есть возможность обратиться в суд. А проверки партий будут идти в зависимости от того, как к нам будут представлять сведения.

РГ|

Ваша служба не может выходить самостоятельно с законодательными инициативами. Значит ли это, что вы полностью лишены возможностей влиять на содержание законопроектов?

Мовчан|

Да, сегодня есть определенные пробелы или определенная неурегулированность в действующем законодательстве. Конечно, служба не может выходить с законодательными инициативами напрямую, но мы можем пользоваться правом нормотворчества через минюст. Так, например, подготовлены предложения по изменению Налогового кодекса в части взимания госпошлины за регистрацию прав в соответствии с налоговым законодательством. Наши предложения связаны со следующими проблемами в сфере регистрации прав на объекты недвижимости: законодатель ввел срок оформления сделки - 1 месяц и фиксированный размер госпошлины (500 рублей для физлиц и 7500 рублей для юрлиц) для всех регионов. Но если у сторон, участвующих в сделке, особенно это касается юридических лиц, есть необходимость провести ее быстрее и они готовы заплатить в бюджет больше, почему бы этим не воспользоваться? Ведь тогда можно было бы сократить размеры госпошлины для малообеспеченных граждан. Я считаю, что депутаты должны вернуться к этой норме закона и пересмотреть ее, создав шкалу пошлин с учетом особенностей регионов и возможности ускоренного оформления сделок. Кроме того, службой подготовлены и направлены через министерство юстиции в правительство РФ предложения о внесении изменений в Закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", в основы нотариата.

РГ|

Еще до вашего назначения вас сразу же определили как "питерца". Скажите, вы действительно относитесь к этой группе личных сторонников президента, которые, как ни странно, почти все питерского происхождения?

Мовчан|

Во-первых, я горжусь тем, что я питерец, причем питерец без всяких кавычек. Во-вторых, это большая честь, когда о федеральном служащем говорят, что ты из команды президента. И, в-третьих, что касается моей новой должности, то в администрации президента, насколько я понимаю, рассматривалась не только моя кандидатура.

Госуправление Росреестр