Технология сохранения кресла номер один в субъекте Федерации в общем-то проста. Полпред президента, а в случае с Самарой это глава Приволжского федерального округа Сергей Кириенко, составляет список кандидатов, направляет его в администрацию президента для согласования, и, наконец, тот, на кого падет выбор президента, обсуждается местными парламентариями. Впрочем, уверенные в себе и своих успехах действующие главы субъектов Федерации предпочитают не дожидаться окончания срока своих полномочий. Как, например, глава Тюменской области Сергей Собянин (и некоторые его другие коллеги): они сами обращаются к президенту и ставят вопрос о доверии и без особых проблем превращаются в избранных по представлению. Конечно, каждый из таких глав администраций представляет отчет о своей деятельности. Правда, вряд ли кто-либо из уже вновь переутвержденных руководителей сообщал о своих успехах в регионе в такой оригинальной форме, как глава Самарской области Константин Титов. На днях его пресс-служба распространила пресс-релиз, где сообщается об изобилии в области подозрительных структур, готовящих "провокационные действия" и приросте валового регионального продукта на 7,6 процента за прошлый год.
Нервозность помощников самарского губернатора вполне понятна - срок его полномочий истекает в июле 2005 года. Либо он сам сделает шаг навстречу Москве, либо же Титов рискует повторить судьбу своего соседа экс-главы Саратовской области Дмитрия Аяцкова - губернатора ельцинского призыва, известного экстравагантными заявлениями среди широкой общественности. Однако деятельность господина Титова в последнее время вызвала пристальный интерес правоохранительных органов. Напомним, что 29 декабря 2004 года самарская горпрокуратура возбудила уголовное дело за злоупотребление служебным положением и превышение должностных полномочий некоторыми чиновниками области. Визит в прокуратуру 24 февраля, видимо, несколько успокоил главу области - Титов проходит по делу как свидетель. Речь идет о выделенном администрацией Самарской области в 2001-2003 годах кредите в сумме 300 млн. рублей на закупку продовольствия для стабилизации продовольственного рынка после нашествия саранчи в 1999 году. Деньги не только не вернулись в бюджет, но, как стало ясно в ходе следствия, Титов подписал распоряжение об отсрочке таможенных платежей на сумму 74 млн. рублей, а также распоряжение об отсрочке возврата кредита до 2011 года.
Кстати, параллельно Константин Титов продолжает сражаться и за сохранение влияния в партийной среде. Он отчаянно пытается закрепиться в руководстве Социал-демократической партии России. И вокруг этой истории назревает новый скандал.
И вот на фоне всех подобных разбирательств пресс-служба сообщает об акциях протеста, запланированных в области, намекая в своем сообщении: "Понятно, что цель митингов и пикетов - дестабилизировать ситуацию в области и постараться сделать губернатором своего человека, который будет защищать интересы только финансово-промышленных групп". Правда, к концу текста выясняется, что речь идет об акциях протеста, связанных с реформой льготных выплат, которые, как уже очевидно даже рядовому обывателю, сотрясают прежде всего те регионы, где главы администрации затянули проведение реформы и представили тем самым карт-бланш оппозиционным политикам поиграть на беспокойстве граждан.
Как видно из установленной законодательством процедуры назначения, ее длительность позволяет детально согласовывать кандидатуру нового главы администрации. Собственно, весь механизм создания новой системы исполнительной власти должен максимально устранить возможные трения между местной политической элитой, главой администрации и федеральной властью, поэтому личные качества каждого нового кандидата приобретают особое значение.