По данным Следственного комитета, с 2002 года в России отмечается постепенный, но постоянный рост преступности данной категории. Всего в истекшем году подростками совершено более 154 тысяч преступлений, из которых 1,5 тысячи - убийства. В республиках Калмыкия, Саха (Якутия), Магаданской, Орловской и Воронежской областях подростковая преступность в прошедшем году возросла на тридцать, а в некоторых регионах - до 70 процентов. Особенно неблагополучно дела обстоят к востоку от Урала: удельный вес несовершеннолетних преступников от общего числа выявленных лиц доходит в отдельных областях до 20 процентов. Лидирует в этом списке Сахалин. По стране каждое восьмое раскрытое преступление совершается подростками.
Юные злоумышленники предпочитают собираться в банды самостоятельно (более половины всех зафиксированных преступлений) либо действовать в составе группы взрослых лиц (около 3,5 тысячи эпизодов). В составе серьезных устойчивых ОПГ в 2004 году были отловлены свыше 600 малолеток.
Современный малолетний преступник - отнюдь не идиллический несчастный бродяжка, предел мечтаний которого стащить булочку с прилавка. Структура этой преступности достаточно стабильна, и основную массу ее, до 80 процентов, как и прежде, составляют преступления имущественной направленности - кражи, грабежи, разбои, угоны. Но, как отметил Манахов, в последнее время в этом списке появились виды преступлений, ранее подросткам не свойственные.
Так, каждое десятое "молодежное" преступление сегодня связано с угрозой жизни и здоровью потерпевших, незаконным оборотом наркотиков и тому подобными "взрослыми" мотивами. Зачастую подростковые "бригады" сами вовлекают граждан старших возрастов в преступную деятельность, предлагая свои услуги для реализации тех или иных планов. Это могут быть скупка и перепродажа краденого, угон автомобиля и даже заказное убийство или избиение. Невинные создания отлично усвоили, что в возрасте 14-16 лет в случае поимки им не грозит ничего. Это воспринимается не как наказание, а, напротив, как вседозволенность. И подростки охотно помогают взрослым проворачивать темные делишки приблизительно за половину той цены, которую могли бы потребовать их "старшие коллеги".
Происходящее вполне закономерно, подчеркнул Манахов. Выросшее за последние десять лет поколение беспризорников сейчас "входит в зрелый возраст".
- Опять же следователи в большинстве своем - женщины, склонные проявлять в отношении "детишек" излишнюю сентиментальность. Об этом прекрасно осведомлены их подследственные, среди которых встречаются весьма тонкие психологи, - говорит Манахов.
Сотрудники Следственного комитета отдают себе отчет, что за каждым таким уголовным делом стоит судьба брошенного обществом подростка. Поэтому следствие проводится особенно тщательно. В частности, по каждому несовершеннолетнему, которого планируется привлекать к ответственности, проводится достаточно дорогостоящая психологическая экспертиза. Она призвана выяснить, соответствует ли умственное развитие подростка его возрасту.
- Эта проблема лежит не только в сфере внимания МВД, но всего общества, без исключения, - заявил Сергей Манахов. - Детская преступность в ста процентах случаев - вина взрослых, их невнимания, их недогляда или небрежности. Вопрос необходимо решать срочно: он не просто назрел, он уже перезрел.