Игорь Бунин,
директор Центра политических технологий:
- Послание 2005 года едва ли станет прорывным. Симптомов к этому нет, а значит, президент обозначит необходимость к продолжению выбранного курса. Если говорить конкретно по сферам, то можно выделить несколько потенциальных моментов для выступления.
Во внешней политике может появиться новая тема недопущения уличного правосудия, спровоцированная "оранжевой революцией". Все должно быть по закону, а не так, как этого хочет толпа. Если ЦИК объявил итоги выборов, значит, надо их принять. Критики США вряд ли стоит ожидать, поскольку в последнее время в отношениях между странами не наблюдается кризиса, а встреча президентов в Братиславе позволила согласовать позиции по всем вопросам.
В экономике главная проблема - выбор между значительным снижением налогового бремени и использованием средств Стабилизационного фонда на крупные проекты. Скорее всего, президент в мягкой форме поддержит то, что сейчас к налоговым вопросам надо подходить взвешенно, а Стабфонд не тратить на дорогостоящие проекты.
В социальной сфере акценты будут расставлены в сторону достижений - увеличение пенсий, зарплат, пособий военнослужащим. Возможно, часть ответственности за огрехи реформы льгот населения будет возложена на регионы.
Если президент поднимет тему государственного строительства, то наверняка выступит с неким жестом в сторону региональных элит. Изъяв у них народный мандат, он позволит большую свободу действий в экономической сфере, распоряжения имеющимися средствами. Кроме того, будет заявлено о стабилизации в деле госустройства - система назначений руководителей не будет распространена на мэрский и муниципальный уровни.
Сергей Марков,
директор Института политических исследований:
- Существует два возможных варианта послания: инерционный и обновленческий. В первом и наиболее вероятном президент может затронуть множество актуальных тем. Во-первых, анализ проведения тех реформ, которые уже начались, как они должны идти. Речь идет прежде всего об административной реформе, которая после четырех лет сделала попытку стартовать, но, положа руку на сердце, не очень успешно.
Во-вторых, реформы социального блока, среди которых монетизация, ЖКХ, здравоохранение, образование и так далее. Путин должен будет подтвердить курс на реформы, объяснить, что они необходимы и что те ошибки, которые имели место, в будущем не повторятся. И это президенту удастся, поскольку в ходе реформ граждане получили больше, чем потеряли.
В-третьих, необходимо разъяснить, как будет продолжаться федеративная реформа, включающая в себя межбюджетные отношения, изменения в которых серьезно сказались на стартовом кризисе реформы льгот.
В-четвертых, что будет с правоохранительными органами. Есть недовольство, что, несмотря на последние успехи, в целом борьба с терроризмом ведется неудовлетворительно. К тому же основная причина этого людям видится в коррумпированности правоохранительных органов.
И наконец, либерализация экономики. НДС не станут снижать, но облегчат условия его взимания.
Обновленческий сценарий необходим, но не сию секунду. В обществе растет не то чтобы недовольство, а скорее неудовлетворенность и недоумение. Оно хочет услышать, чего ждать в дальнейшем. При этом президент не испытывает серьезного политического давления, а следовательно, появление такого сценария случится только в том случае, если Путин захочет сыграть на опережение.
Основой такого сценария является смена повестки дня. Предыдущая заключалась в укреплении стабильности через восстановление субъектности государства. Задание выполнено - государство стало самым сильным политическим игроком. В этих условиях появляется новая необходимость - стабильность в условиях установленных правил игры.