Напомним, что эксперимент по модернизации сельских школ в рамках Федеральной программы развития образования начался в России еще в 2001 году. Он проходит в Чувашии, Самарской, Новгородской, Псковской, Тамбовской и других областях страны. Татарстан же до поры до времени занимал выжидательную позицию. И даже сейчас, заявив о своей готовности участвовать в модернизации сельских школ, республика привнесла в реформу «местный акцент». В частности, регион по-своему истолковал понятие малокомплектной школы. Решено, что таковым считается учреждение образования, в котором обучаются менее сорока детей.
По официальным данным, семьдесят семь процентов школ республики – сельские, каждая третья средняя и каждая вторая основная – малокомплектные. Детям, обучающимся в них, впору посочувствовать: ни полноценных кабинетов физики и химии, ни мастерских, ни спортзалов. Случается, что один и тот же учитель, будь он физик или историк – ведет сразу по четыре–шесть предметов. Понятно, что дипломов по далеко не смежным дисциплинам у него не имеется, соответственно и качество преподавания порой оставляет желать лучшего. Обучение иностранному языку для большинства сельских ребятишек и по сей день остается непозволительной роскошью. Содержать в малокомплектной школе учителя того же английского не резон: преподаванием одной дисциплины в сельской школе из 15 учащихся он себе даже на хлеб не заработает, а обучать другим предметам не способен.
– Самая главная проблема – отсутствие требуемого качества преподавания, – считает министр образования и науки РТ Раис Шайхелисламов. – Мы очень обеспокоены тем, как сельские школьники будут сдавать единый государственный экзамен, когда уровень их знаний будет определять независимая экспертиза.
Модернизация сети сельских школ должна решить эту проблему. Программа затрагивает интересы 1978 учащихся. Она предусматривает укрупнение деревенских школ: за три года реструктуризация коснется 92 сельских учреждений образования республики. Планируется, что в каждой деревне, независимо от количества учащихся, сохранится начальная школа или комплекс «начальная школа – детский сад» (их в республике 56). В том случае, если на селе всего не более трех учащихся младшего возраста, их обучение может быть организовано в так называемом «учительском доме». Подобная форма образования существует в Рыбно-Слободском, Верхнеуслонском и Зеленодольском районах. Основные же (менее сорока детей) и средние (менее пятидесяти) школы преобразуются в начальные. Ученики пятых–одиннадцатых классов переводятся в основные, средние школы большей численности в соседних селениях. Доставлять их туда и обратно планируется на автобусах.
На реализацию программы потребуется более 130 миллионов рублей. Причем часть денег на организацию перевозки школьников поступит в результате сокращения малокомплектных учебных заведений. К примеру, с первого сентября этого года предполагается провести реструктуризацию 24 школ. В итоге освободится 204 педагогические ставки. Сэкономленные по фонду оплаты труда деньги составят около 53 миллионов рублей в год. По словам специалистов, этих денег должно хватить на содержание автобусов и организацию перевозки детей.
Сама по себе организация доставки детей в школу и обратно чиновников от образования не пугает. Они уверены, что найдутся и деньги, и автобусы, и высококвалифицированные водители. Беспокоит другое – трудоустройство педагогов. За три года действия программы модернизации сети сельских школ не у дел останется 528 учителей, 28 из них имеют пенсионный возраст. В республиканском министерстве образования и науки утверждают, что 153 преподавателя смогут трудоустроиться за счет существующего резерва вакансий. Судьба еще 350 педагогов пока под вопросом. Тем не менее, чиновники от образования рассчитывают, что, объединив усилия с районными центрами занятости, сумеют пристроить каждого учителя.
Но самая большая головная боль предстоит с благоустройством дорог. Об этот «камень» могут разбиться все благие намерения реформатов. В таких районах, как Мамадышский, Алькеевский, Черемшанский, Новошешминский и другие, пригодных для проезда дорог раз, два и обчелся. Поэтому, по словам Раиса Шайхелисламова, модернизацию сети сельских школ решено начать там, где подобной проблемы не существует, и параллельно решать вопрос с «опекающим» дорожное хозяйство минтрансом. Деньги-то на строительство дорог реформой образования не предусмотрены.
Ольга Кондрева, Казань