Сергей Марков, Институт политических исследований:
- На сегодня ответ на вопрос "кому выгодно?" достаточно очевиден: это выгодно тем, чьи интересы затрагиваются реформой энергетики, которую задумал Чубайс, и теми сражениями за первую зону собственности в энергетике, которые он ведет. Видимо, часть из этих сражений за собственность коснулась тех объектов недвижимости, которые контролируются криминальными группами. Можно пожелать Анатолию Борисовичу только победы в разгроме этих криминальных групп.
Это абсолютно не политическая попытка, политической угрозы на сегодня Чубайс никому не представляет. Я практически уверен, что негласный пакт о ненападении продолжает действовать, более того, он расширяется, подтверждает свое существование в деятельности государственных органов. За покушением стоят какие-то группировки среднего уровня, вероятнее всего, региональные, из высококриминализированных районов Сибири, Урала, где и находится большинство объектов энергетики.
Глеб Павловский, Фонд эффективной политики:
- А было ли покушение? Это не очевидно. Для меня очевидно, что была довольно беспорядочная пальба из автоматического оружия по бронированному автомобилю, что не может нанести серьезный ущерб. На мине никто не подорвался, мина данной мощности вряд ли может серьезно повредить бронированный автомобиль, летящий на скорости.
В экономике бандиты действуют более жестко и профессионально, если бы они ставили задачу каким бы то ни было образом убрать Чубайса, наверное, применяли бы соответствующие средства, а не запускали бы группу разбойников из фильма "Айболит", которые палят во все стороны из автомата. Во всем этом мне видится какая-то грязная игра с применением незаконных средств. В определенном смысле это акт террора, но объектом этого террора является не столько Чубайс, сколько общественное мнение.
Конечно, я не верю в версию, будто кто-то хотел своего знакомого бандита убрать, а попали на Чубайса. Хотя версия о том, что киллеры просто перепутали шоссе и не того обстреляли, интересная, но это, скорее, для французского кино.
Я думаю, что здесь, скорее всего, речь идет о провокации, объектом которой являются медиа и через медиа - элиты и широкие массы страны. Это своего рода террористическая постановка, которая должна озадачить, бросить тень на тех или иных противников Чубайса. Мне, правда, трудно понять, на кого именно, поскольку у Чубайса такое количество противников, что это достойно хорошего романа Агаты Кристи. В данном случае мы узнаем по комментариям западной прессы, какова именно была сверхзадача этой постановки.
Борис Макаренко, Центр политических технологий:
- То, что покушение на Чубайса связано с реформой электроэнергетической отрасли, исключать нельзя. За что же еще? Уж конечно - не за старые дела. Но даже если он кому-то мешал на посту руководителя РАО "ЕЭС России", дело это тем более получает политическую окраску. Ведь реформа электроэнергетики - это политика. Покушение это тем более политическое, потому что деятелей такого высокого уровня, которые были влиятельны и десять лет назад, и сейчас, в России осталось всего два - Лужков и сам Чубайс. А мы привыкли, что политика - это только идеология: правые - левые, коммунисты - либералы, президент-оппозиция. На самом деле политика - это и отношение к собственности, и структурные реформы в экономике, которые затрагивают очень многих. И совсем непохоже, что его хотели напугать. Когда хотят напугать или предупредить, закладывают взрывпакет под пустой автомобиль или стреляют ночью по пустой даче из берданки. Здесь перед исполнителями, очевидно, ставились цели посерьезнее.