18.03.2005 01:00
Общество

Для прессы выражение "четвертая власть" звучит как издевательство

Воронежские журналисты смотрятся в зеркало социологического опроса
Текст:  Геннадий Литвинцев (Воронежская область)
Российская газета - Черноземье: №0 (3723)
Читать на сайте RG.RU

Журналист должен быть наблюдателем-аналитиком, находящимся «над схваткой» и, по возможности, подавляющий свои симпатии или антипатии при работе над материалом. Такого мнения придерживается 52 процента опрошенных. 27 процентов воспринимают свою работу как некую миссию, как возможность оказывать влияние на массы. Интересно, что десять лет назад подобный ответ на этот вопрос давали лишь 11 процентов работников пера и телеэкрана. Зато вдвое уменьшилось число тех журналистов, кто относится к своей профессии без особых эмоций, как к рутинному процессу производства информации – с 33 до 16 процентов. То есть самоуважение журналистов за минувшее десятилетие явно возросло.
Однако они не склонны называть себя «четвертой властью»: 46 процентов респондентов такое определение считают явным преувеличением, а для трети опрошенных оно звучит как издевательство – эти люди или не видят объекта для подчинения, или не чувствуют силы своего влияния. И лишь каждый пятый все-таки раскусил сладко-горький плод власти, убедившись в силе воздействия слова.

Тем не менее большинство воронежских тружеников СМИ (62 процента) считают свою деятельность в той или иной степени успешной. Особенно склонны к самопохвале оказались главные редакторы изданий и программ, не скупились на собственную оценку и журналисты со стажем. Молодежь показала себя значительно скромнее. Но что считать критерием успеха? 62 процента респондентов назвали в этом качестве практические результаты от своих выступлений, 48 процентов – похвалу коллег и резонанс в СМИ, 22 процента – гонорар и заказ новых публикаций.

Журналистика воспринимается прежде всего как профессия живая, творческая, поэтому она привлекает возможностью реализовать свой творческий потенциал (66 процентов респондентов), общением с людьми (40 процентов), потребностью быть нужными обществу (17 процентов). Каждого десятого привело в СМИ желание славы и известности.

А все-таки при всей жажде общения и социальной востребованности работники пера – народ штучный, не особенно склонный к группированию и заорганизованности. Отмечая разобщенность журналистского сообщества, недостаток корпоративной солидарности,   каждый второй опрошенный назвал в качестве причины отсутствие потребности в саморегулировании. Только 44 процента респондентов готовы в конфликтной ситуации довериться профессионально-этическому суду своих коллег. В списке тех, кто, по  мнению опрошенных, способен  дать справедливую и объективную оценку профессиональной работе журналистов, есть и имена работников Черноземного представительства «РГ».

СМИ и соцсети Образ жизни Воронежская область Центральная Россия