Если верить утечке из компетентных органов, задержан и допрашивается гражданин, якобы увозивший с места покушения диверсантов-неудачников. На допрос привезли человека, который хорошо известен в армейском спецназе, - это полковник запаса Владимир Квачков.
Мы удивим наших читателей неожиданной информацией: секретного полковника знает в лицо каждый зритель. Он сыграл самого себя - офицера ГРУ - в боевике 1992 года "Черная акула", в котором впервые была показана специфика работы военной разведки в воюющем Афгане. С тех пор ленту регулярно крутят на разных каналах телевидения. По сценарию Квачков исполнил в кинофильме одну из главных ролей - командира разведбригады. Не только на экране, но и в жизни полковник командовал легендарной 15-й бригадой спецназа ГРУ Генштаба. Корреспонденты "РГ" близко с ним знакомы и не раз убеждались, какой это классный эксперт по антитеррору.
Полковник участвовал во многих строго засекреченных операциях за границей, на территории СНГ. Даже будучи уже пенсионером, умудрился повоевать в Чечне и заработать там орден. Именно Квачков определил возможный коридор, по которому будут прорываться из окруженного Грозного банды Басаева, и настоял на минировании опасного участка. Как известно, он не ошибся и на минном поле осталось много бандитов, а сам Басаев потерял ногу.
Тем не менее Квачков был, если можно сказать, публичным человеком. После ухода в отставку активно занимался научной работой, публиковался в различных газетах, был консультантом военной программы телеканала REN TV. Кстати, совсем скоро у кандидата военных наук Владимира Квачкова должна была состояться защита докторской диссертации, в которой, в частности, рассматривались вопросы, посвященные организации и проведению спецопераций.
Бывшего полковника специальной разведки можно считать не только большим практиком проведения различных диверсионных мероприятий, но и теоретиком именно в этой области военных знаний. Так что если это его подозревают в подрыве и обстреле кортежа Чубайса, то возникает вопрос: куда делся профессионализм офицера-спезназовца?
Любому эксперту видно, что операция была проведена просто безграмотно. Прежде чем подрывать заложенную мину и начинать обстрел, киллеры по отработанной схеме пытаются кортеж остановить или хотя бы притормозить. Любой спецназовец способен сделать это филигранно. Не сделал?
Во-вторых, даже обычные киллеры-бандиты не ездят на убийство на личных машинах. Во всех без исключения покушениях за последние годы транспорт брался неприметный либо купленный недавно на подставное лицо, либо попросту угнанный. А редкого цвета зеленый "СААБ" - слишком броский автомобиль.
В-третьих, эксперты говорят, что верх глупости - ждать, пока отстреляются напарники, как предполагает следствие, больше часа, сидя в собственной машине на довольно оживленной обочине в непосредственной близости от проведения теракта. По отработанной схеме подобных преступлений логичнее было связаться по мобильнику и подъехать к месту эвакуации стрелявших откуда-то издалека. При этом Квачков будто бы не только тупо сидел у всех на виду, не пряча лица, но и много курил, бросая окурки на землю, даря, таким образом, следствию неопровержимые улики своего присутствия в "нужном" месте. Это тоже почерк профессионала?
И наконец, полковник отвозит неудачно отстрелявшихся подельников, вероятно, на некую конспиративную квартиру, а сам едет домой, ставит автомобиль в своем дворе и спокойно ждет оперативников, да еще с тротиловой шашкой "под кроватью"?
Конечно, и на старуху бывает проруха, да и вообще чужая душа потемки. И все-таки в этом деле многое смущает. В прессе уже появились утверждения, что обиженный пенсионер свел счеты за монетизацию льгот. Полковник под это определение никак не подходит. Дача в Жаворонках, личный "СААБ", большая квартира на набережной в центре Москвы плохо вписываются в образ бедного обиженного жизнью пенсионера.
Так почему именно Квачков? Вот какой информацией к размышлению мы располагаем. В 1992 году в Таджикистане началась кровавая резня. Россия, ставшая правопреемницей СССР, пыталась как-то разрулить ситуацию. В Ташкент с самыми широкими полномочиями от тогдашнего временного главы нашего правительства Егора Гайдара прилетел генерал Эдуард Воробьев, прославившийся позже отказом участвовать в подавлении чеченского сепаратизма.
А вот тогда генерал-демократ был настроен очень решительно. Полковнику Квачкову, как он сам рассказывал, было предложено войти со своей бригадой в Таджикистан и усмирить мятежников-исламистов самым жестким образом. Комбригу стоило больших трудов переубедить эмиссара Москвы и предложить свой план действий. 15-я бригада специального назначения высадилась в Душанбе и начала работать именно так, как должны в идеале работать разведчики - под видом местных жителей. Довольно быстро удалось сформировать из таджиков вполне боеспособные отряды, которые и разгромили практически все бандитские формирования. В далекой горной республике установился, пусть и хрупкий, но мир, который длится более десяти лет - ровно столько, сколько идет нескончаемая контртеррористическая операция в гораздо более близкой к нам Чечне. Получается, что своей стабильностью Таджикистан обязан в немалой степени вполне конкретному человеку - Владимиру Квачкову.
Увидев своими глазами кровавые последствия развала СССР, советский офицер Квачков тогда же, опять по его собственным словам, дал внутреннюю оценку всем политикам-демократам первой волны. Оценка была, мягко говоря, негативная. За все прошедшие годы мнения своего он не изменил и никогда его не скрывал. В то же время, насколько известно, Квачков не вступал ни в какие партии, никогда не участвовал в протестных акциях левой оппозиции. Он предпочитал заниматься своей профессионально-научной деятельностью, являясь гражданским сотрудником Центра военно-стратегических исследований минобороны.
По вопросам дальнейшего развития сил специального назначения Российской армии теоретическая точка зрения Квачкова полностью разошлась со взглядами руководства ГРУ, произошел фактический разрыв всех отношений, даже на уровне личных контактов. И бывшие друзья-коллеги разругались с ним в пух и прах.
Между тем
В министерстве обороны корреспондентам "РГ" сказали, что такого человека, как полковник Квачков, у них нет. В прокуратуре Московской области, которая ведет следствие, "РГ" заявили, что фамилию Квачкова они никогда не называли. А о задержанном не хотят говорить. На вопрос о существовании якобы второго задержанного по этому громкому делу, жителя Ставропольского края, редакции ответили, что они не подтверждают такую информацию.