На этот раз поездка Владимира Путина в Украину оказалась весьма короткой - чуть больше двенадцати часов президент РФ провел в Киеве (впрочем, визит Виктора Ющенко в Москву месяц тому назад был еще более молниеносным). Все же и этих нескольких часов президенту РФ вполне хватило, чтобы не только встретиться с глазу на глаз практически со всеми ключевыми политиками новой украинской власти, но и вместе с Ющенко открыть в Киеве первый офис "Внешторгбанк - Украина". "Я не очень высоко сегодня оцениваю риски на украинском рынке", - заметил председатель правления Внешторгбанка Андрей Костин. Такая экспертная оценка, очевидно, не могла не устроить обоих президентов.
Виктор Ющенко сделал практически все от него зависящее, чтобы показать и Владимиру Путину, и своему народу, как дорожит он хорошими отношениями с Россией. Сначала вышел встретить президента РФ на улицу (хотя это и не было предусмотрено протоколом), а вечером пригласил Путина к себе на ужин на личную дачу, где показал ему свою коллекцию предметов украинского народного быта XVIII-XIX веков.
"Верю, что сегодня мы сделали очень важный шаг к тому, чтобы отношениям между нашими странами стали максимально конструктивными", - заметил Ющенко. Путин не собирался выглядеть неблагодарным гостем. Он также сказал немало лестных слов в адрес и президента Украины, и уровня двусторонних отношений. На пресс-конференции президент России, слушая Виктора Ющенко, что-то вычеркивал из лежащего перед ним текста, а потом пояснил: "Вот, в текстовке, которая мне была подготовлена, у меня была такая фраза - "конечно, у нас есть разные точки зрения на какие-то проблемы". Вы знаете, я эту фразу вычеркнул". "Искренне хочу, чтобы Владимир Путин и российская сторона знали, что новая украинская власть - это власть ответственная, которая всегда в отношениях со стратегическими партнерами будет действовать предсказуемо", - добавил Ющенко.
Где грани этой предсказуемости, президент России попытался выяснить на встрече со вторым лидером "оранжевой революции", а ныне премьер-министром Украины Юлией Тимошенко. Путин сразу перешел к делу:
- Я очень рад возможности встретиться с вами, поговорить, потому что все-таки основной груз ответственности за экономику лежит на правительстве. И здесь очень много задач. У нас очень большой объем совместной работы. Она, во всяком случае в последние годы - вы наверняка в курсе, - все-таки шла неплохо, я бы даже сказал, хорошо. Правда, немножко настораживает, что темпы роста немного снизились, хотя рост товарооборота продолжается. Сейчас уже подошло время, когда нам нужно, мне кажется, на экспертном уровне и на уровне руководителей правительств интенсифицировать контакты.
- Я считаю, что сегодня происходит одна из самых важных встреч для Украины, - начало ответного слова Тимошенко было многообещающим. - В вашей короткой речи я услышала главные слова для нас - что вы рассчитываете на украинское правительство. Вы можете рассчитывать на украинское правительство. Нет ни одного нерешаемого вопроса. Единое экономическое пространство - если мы после всех политических баталий несколько преобразуем элементы нашего сотрудничества - это, конечно же, наша перспектива.
- Создание Единого экономического пространства - это не российская инициатива, - напомнил президент.
- Вы же не отказываетесь, - сделала вид, будто бы заволновалась украинский премьер.
- Мы не отказываемся. Просто мы очень терпеливо относились к тому, что происходит в том числе и в Украине в связи с острыми внутриполитическими событиями, и понимаем, что это всегда является предметом или инструментом в политической борьбе. Но она закончилась. Мы исходили из таких вещей, в реализации которых кровно заинтересованы экономики как России, так и Украины, как Белоруссии, так и Казахстана. Мы хотим минимизировать наши инфраструктурные издержки и сделать наши экономики более конкурентоспособными на мировых рынках. Там нет никакой политической составляющей. Я знаю, что существуют разные мнения по поводу так называемых наднациональных органов. Предусмотрен только один наднациональный орган. Это тарифный комитет. Еще раз могу сказать, что и это не наша инициатива. Казахстан, Белоруссия и Украина прежде всего заинтересованы в том, чтобы тарифы на перевозки железнодорожным транспортом, тарифы в электроэнергетике, другие тарифы устанавливались не в России, а в таком органе, который принимал бы решения с участием всех этих стран. Это от нас хотят отнять часть суверенитета. Мы должны еще задумываться, нужно нам это или нет.
- Но вы готовы пожертвовать частью ради... - очевидно, слово "пожертвовать" в данном случае было ключевым.
- В интересах развития всей нашей огромной экономической территории мы готовы на это. Но мы считаем, что это может быть сделано каждой из стран - участниц этого соглашения исключительно исходя из своих собственных национальных интересов... Единственное, что мы от вас просим, чтобы как можно быстрее был назначен человек, ответственное лицо, которое бы в контакте с коллегами из Белоруссии, России и Казахстана продолжило бы эту совместную работу.
- Мы за то, чтобы Единое экономическое пространство действительно существовало, - для начала и такой ответ Тимошенко устраивал Владимира Путина. - Главное - снять все ограничения в свободной торговле. Все, что мешает нашему товарообороту, просто нужно взять и не ждать до 2010-2017 года. Я не знаю, кто из политиков доживет до 2017 года, но самое главное: нам нужно просто немедленно открыть для вольной, свободной торговли все наши возможности. И мы готовы к этому.
К чему же все-таки готова новая украинская власть? После переговоров двух президентов, которые продолжались в два раза дольше запланированного, Виктор Ющенко озвучил основные предложения, которые были им сделаны за закрытыми дверями его российскому коллеге. И тут выяснилось, что за красивыми обтекаемыми фразами о вечном стратегическом партнерстве скрывается фактическое предложение Украины начать отношения с чистого листа. В российско-украинских отношениях, по оценке экспертов, спорными остаются порядка семидесяти пунктов. Решить которые, впрочем, будет действительно легко, ответив на несколько ключевых вопросов. А именно: будет ли Украина и дальше участвовать вместе с Россией, Белоруссией и Казахстаном в создании Единого экономического пространства, насколько быстро удастся полностью решить все пограничные споры и когда заработает Газотранспортный консорциум?
Ни по одному из них стороны пока не смогли прийти к единому мнению. В продолжение разговора с Юлией Тимошенко, о чем и просил президент РФ, Виктор Ющенко, впрочем, сообщил, что со стороны Украины переговоры по созданию ЕЭП продолжит министр экономики Сергей Терехин. Более того, он назначен спецпредставителем президента по решению этого вопроса.
- Терехин, министр экономики? - переспросил Путин.
- Сергей Терехин, - повторил Ющенко.
- Вот видите, со стороны Украины Терехин, а со стороны России человек с благозвучной для украинского слуха фамилией Христенко.
- Мы исходим из того, что самым важным и приоритетным этапом, особенно в фазе становления ЕЭП, является создание зоны свободной торговли, - продолжил президент Украины. Ющенко и Тимошенко, казалось, сделали все возможное, чтобы убедить Путина в своей правоте. Москва же, однозначно, продолжает рассчитывать на большее. Дело в том, что в рамках другой организации на пространстве бывшего СССР, а именно ЕврАзЭС, уже существует зона свободной торговли, которая, как схема экономического сотрудничества, не смогла зарекомендовать себя с лучшей стороны. К тому же, это низшая степень интеграции. Создавая же ЕЭП, стороны хотели сразу сделать качественный рывок, что позволило бы четырем странам за сравнительно короткий срок существенно повысить свою конкурентоспособность. С одной стороны, предложение Ющенко может означать, что украинская власть хочет попробовать начать с малого, чтобы затем перейти к более масштабному сотрудничеству. Однако с другой - российские эксперты усматривают в идее Киева желание "похоронить" ЕЭП, остановившись на самой скромной, с точки зрения возможностей, модели экономического взаимодействия.
И все же Владимир Путин продолжает надеяться на то, что в том числе и вопрос о полноценном участии Украины в создании Единого экономического пространства удастся решить в рабочем порядке. При этом, очевидно, что о конкретных договоренностях теперь можно говорить лишь в отдаленной перспективе. Первым делом президенты договорились согласовать план действий на 2005 год. По мнению источника в российской делегации, произойдет это скорее всего к восьмому мая, когда Виктор Ющенко прилетит в Москву для участия в праздновании 60-летия Победы.
Возможно, к тому же времени удастся найти и взаимоприемлемое решение по Газотранспортному консорциуму. Россия настаивает на скорейшем завершении работ по технико-экономическому обоснованию проекта. Украина же предлагает сначала привлечь к работе консорциума западных партнеров. Москва в принципе согласна, однако считает, что разговор станет намного предметнее, когда будет готово ТЭО. "Я хочу, чтобы у общественности Украины не было никаких представлений о том, что есть какие-то неизвестные договоренности. Чтобы не было мысли о том, что кто-то хочет чего-то утащить", - заявил Путин. И все же Украина настаивает на своем. Что означает лишь одно - стороны продолжают терять время.