На официальном языке цели минюста звучат так: создание системы оказания государственной юридической помощи малообеспеченным гражданам. Министр юстиции РФ Юрий Чайка подглядел эту систему в Финляндии, где под крылом местного Минюста создана сеть государственных юридических бюро. Если у кого-то нет денег на адвоката, он может обратиться туда за юридической помощью и получить ее.
У нас тоже любой гражданин, которым вплотную занялись правоохранительные органы, может потребовать бесплатного адвоката. Только какой это будет адвокат? Понятно, что на маститого защитника можно не рассчитывать. Дай бог, чтобы попался добросовестный. К тому же любой адвокат все же живой человек и любит, чтобы его труд оплачивался. Теоретически оплачивать его услуги должно государство. Но каким щедрым бывает наше государство - мы все прекрасно знаем. Поэтому многие адвокатские коллегии создают собственные фонды, чтобы оплачивать гонорары бесплатным защитникам. Но это тоже не выход, как считают сами адвокаты.
- А с чего это Иванов должен платить Петрову, работающему на государство? - говорят адвокаты. - Если государство решило предоставить гражданам льготные юридические услуги, пусть делает это за свой счет. Разве мы, адвокаты, что-то задолжали государству? Подобного рода "местечковая" инициатива некоторых коллегий привела к уродливому явлению: иные адвокаты предъявляют к оплате по 30-40 постановлений и определений в месяц, то есть откровенно мошенничают, залезая в карманы своих коллег. Судьям и следователям необременительно ставить печати на "липовые" документы: они платят не из своей зарплаты. Необходимо также иметь в виду: далеко не все "бесплатные" дела являются таковыми на самом деле. Клиенты часто оплачивают впоследствии услуги адвоката.
А судей, которые тоже всей душой поддерживают идею государственных юридических бюро, волнуют иные проблемы. Не денежные. В маленьких городках часто не знают, где вообще взять этого бесплатного адвоката? Бывает, что и платные защитники там нарасхват. А без адвоката судья не может, скажем, рассмотреть ходатайство об аресте. И как тут быть? Приходится ждать, искать, выкручиваться. Поэтому и судьям, и прокурорам гораздо удобней, чтобы адвокаты были под рукой. Более того, по мнению судей, государственные юридические бюро могут стать своеобразной школой кадров для судейского корпуса.
А вот Генеральному прокурору РФ Владимиру Устинову идея государственных защитников пришлась не по душе.
- А какая, скажите, логика есть в новой инициативе минюста? - заявил он на расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры РФ. - Министр предложил: раз в России защита в суде своих прав, особенно в гражданском судопроизводстве, доступна лишь обеспеченным слоям общества, давайте сделаем как в Финляндии. Юристы из бюро оказывают государственную юридическую помощь по неограниченному кругу вопросов и дел в судах. Особенно по трудовым, пенсионным, семейным отношениям и тому подобное. Спрашивается, а кто же создал у нас такое судопроизводство, что без тугого кошелька гражданину в суд не обратиться? И зачем на финский манер создавать за счет государства специальные структуры? Не проще ли без затрат бюджета, вернуть прокуратуре ее прежнее право обращаться с заявлением в защиту прав и интересов других лиц и вступать в дело на любой стадии процесса? Мы за такой полезный консерватизм.
Впрочем, нововведением, строго говоря, инициативу минюста трудно назвать. Ведь по закону об адвокатуре, если на территории одного судебного района общее число адвокатов составляет менее двух на одного федерального судью, то надо учреждать юридическую консультацию. По закону она - не коммерческая структура. В чем ее отличие от государственного юридического бюро, пока сказать трудно. Этот вопрос рассматривался, обсуждался, но досконально еще не проработан, объяснили корреспонденту "РГ" в федеральной регистрационной службе. Этим должна заняться рабочая группа, в которую войдут специалисты минюста и Федеральной регистрационной службы. Нужно выработать алгоритм. Будут выбраны субъекты Федерации, в которых пройдет эксперимент. Возможно, эксперимент будет проводиться не во всем регионе, а на отдельных его территориях. Например, в областных центрах и крупных городах. Или наоборот - в удаленных районах и маленьких райцентрах.
На вопрос корреспондента "РГ", а успеет ли группа за короткий срок подготовить разработки и начать эксперимент во втором полугодии, как и обещал министр, собеседник ответил утвердительно. Мол, если работать интенсивно, то должны успеть.