Наверное, готовясь к встрече на высшем уровне, депутация деловых кругов условилась черное и белое не говорить, красное и желтое не называть... Что же останется в сухом остатке? Чем можно взволновать или заинтересовать президента страны для последующих или немедленных решений?
Административные барьеры, коррупция. Недавно министр Герман Греф довел до президентского сведения результаты опроса, где два этих фактора оказались наиболее негативно влияющими на предпринимательский и инвестиционный климат в России. Сам президент выразил неудовольствие сложной процедурой регистрации малых предприятий. А это уже сигнал к действию.
Карякского губернатора освободили от должности, его заместителя осудили в марте, когда они успели заморозить целый регион. Однако северный завоз был завершен в прошлом году, и тогда же не могла не всплыть афера с топливом. Кстати, так и не ясна судьба бизнесменов, "кинувших" чиновников. Так или иначе, но меры, хоть и с опозданием, с привлечением вертолетов МЧС приняты. И это также - информация к размышлению о дальнейшей судьбе административной реформы.
Передел собственности, недружественные поглощения, захват предприятий. Скандал следует за скандалом. Однако кому-то очень выгоден этот полукриминальный бизнес, а суды не всегда сразу же справедливо определяют правого и виноватого. Разве не заслуживает президентского внимания факт перерастания споров хозяйствующих субъектов в мини-войны с использованием силы, спецсредств и спецслужб? Вопрос, конечно же, риторический.
Рынок наводнен подделками, контрафактной продукцией. Законопослушный предприниматель обречен на поражение в конкурентной ценовой борьбе с фальсификатором, который не платит налогов, пошлин, акцизов. Но всерьез никто из организаторов преступных цепочек не пострадал. Легкий испуг должен (или не может?) смениться суровым наказанием.
Половина, если не больше, представителей малого бизнеса трудятся на ниве торговли. В странах, где именно он вносит основной вклад в ВВП, доля предприятий торговли не превышает 20 процентов. Доминируют наукоемкие, инновационные, венчурные фирмы.
Технопарки, бизнес-инкубаторы, особые экономические зоны, создаваемые сейчас в России, призовут в предпринимательские ряды научно-техническую интеллигенцию, сделают интеллектуальную собственность самой дорогостоящий, как и должно быть.
При одном условии. Собственных "билловгейтсов" российская земля родит, если им не перейдут дорогу административные изыски. Для бизнеса любого формата важны стабильные правила игры, хотя бы на пятилетку, пусть на два-три года.
Налоги. Из Правительства упреждающе прозвучало, что они останутся неизменными. Затянувшееся ожидание резкого падения цен на нефть вот-вот должно кончиться. Стабфонд, как священная корова, неприкосновенен. Стало быть, многие фирмы так и будут работать в полусвете и каждого второго можно смело упечь за нарушение налогового законодательства.
Недавно в ТПП обсуждались проблемы дорожного строительства. Ликвидация специальных фондов на эти цели обернулась катастрофой, когда одна российская беда усугубила другую. Дорог теперь строится и ремонтируется меньше, чем выбывает из строя. Казалось бы, какое это имеет отношение к малому бизнесу? Самое прямое. Развитие инфраструктуры в значительной степени влияет на становление предпринимательства в регионах.
Перечень острых вопросов неисчерпаем и в основном общеизвестен. Говорят, что президент ТПП достаточно регулярно встречается с президентом страны. Вряд ли Владимир Владимирович обсуждает с Евгением Максимовичем капризы погоды. Надо думать, была и есть возможность поделиться наболевшим в приватном рабочем порядке, в том числе об участи подготовленных законопроектов о Торгово-промышленной палате России, о саморегулируемых организациях...
Так для чего нужна эта встреча при включенных телекамерах и микрофонах? Не для того, чтобы услышал президент, а для того, чтобы его услышала страна со всеми ее предпринимателями и чиновниками. Наверное, ему есть что сказать.