22.03.2005 02:10
Общество

Девятиклассники будут сдавать итоговый экзамен по-новому

Старшеклассников оценят по-новому
Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3725)
Читать на сайте RG.RU

Такая система - часть эксперимента по введению в стране профильного образования, "пробный" период которого по постановлению правительства РФ должен закончиться в 2006 году. В школах появятся специализированные 10-11 классы, где ребята смогут выбирать "близкие по духу" предметы, сориентироваться в выборе будущей профессии, а девятые классы станут предпрофильными. В прошлом году по-новому девятиклассники уже сдавали обязательные предметы - русский язык и алгебру. А нынешним летом к ним прибавятся два предмета по выбору - география и история.

В чем же особенность новой формы экзаменов для выпускников основной школы? Мини-ЕГЭ для девятиклассников - это пакет заданий разного уровня сложности, в котором кроме проверки собственно знаний предлагается показать умение применять их в жизни. Оценивается такой экзамен по 30-балльной шкале, а принимает его муниципальная экзаменационная комиссия.

- Как и во всем мире, мы стараемся уходить от схемы, когда экзаменует тот же педагог, что и преподает, - говорит руководитель рабочей группы по введению профильного образования Анатолий Пинский. - Практика показывает, что при нынешней системе экзаменов выяснить, чего ты объективно стоишь, не всегда возможно. И родители, протестировав ребенка где-нибудь на курсах, понимают, что годовая или четвертная положительная оценка "натянута". "Внешним" проверкам доверяют больше.

Желание родителей узнать независимую оценку знаний чада понятно. А для чего этот экзамен нужен детям? Ведь если после 11-го класса, сдав ЕГЭ, у ребят, особенно из глубинки, появляется реальный шанс поступить в хороший вуз, то девятиклассники-то зачастую никуда не уходят, а продолжают учиться. По мнению Анатолия Пинского, дифференцированная оценка позволит с большей вероятностью пройти отбор в специализированную школу. Ведь система профильного обучения позволяет ученику перейти из одной школы в другую, если там нет желаемого профиля. А в хороших школах, как в вузах, в старшие классы конкурс по три человека на место. Новая форма экзамена - отчасти инструмент объективного решения проблемы отбора. Кроме того, полученные баллы заставят ученика серьезнее подойти к принятию решения. Пятерки-то все разные, а объективные баллы дают повод задуматься: тот ли профиль выбран.

Кроме того, сдавая экзамен в девятом классе независимой муниципальной комиссии, школьник уже психологически будет готов к тому, что ждет его на выпускном ЕГЭ. Кстати, несмотря на схожесть процедур, экзаменационные задания для девятиклассников составляются не так, как для "единого". В ЕГЭ, считает координатор работ по государственной итоговой аттестации выпускников основной школы Лариса Рослова, задания предметно похожи.

- Мы же идем не от технологии, а от содержания предмета. В русском языке, например, есть тестовое задание с вариантами ответов, но основное - это мини-изложение с определенной направленностью, сочинение, - рассказывает Лариса Олеговна. - Мы советуемся с учителями-предметниками. Если географ, например, считает, что на экзамене необходима работа с картами, то стараемся включить и такое задание. Проверка работ, в отличие от ЕГЭ, не автоматизирована, значит, мы получаем большую свободу для включения в экзамен содержательных развернутых заданий.

Многие ребята, доучившись до девятого класса, все же уходят из школы. Сможет ли новый экзамен стать для них аналогом ЕГЭ при поступлении в колледжи и техникумы?

По мнению Анатолия Пинского, если в районе есть престижный колледж, он вполне может согласиться принимать результаты экзамена внешней комиссии в качестве вступительных. В любом случае решат это сами регионы.

Образование Минобрнауки