22.03.2005 03:50
Экономика

Государство определяет новые принципы дивидендной политики

Государство определяет новые принципы дивидендной политики
Текст:  Юлия Камзолова
Российская Бизнес-газета - : №0 (500)
Читать на сайте RG.RU

Из материалов, представленных в правительство, следует, что целостного механизма установления экономически обоснованного размера дивидендов нет. В результате чего мы имеем, во-первых, необоснованно низкий уровень дивидендных доходов государства. Как показывает статистика, доля дивидендов в общей сумме неналоговых доходов составляет не более 7 процентов, количество акционерных обществ с долей участия в уставном капитале Российской Федерации, начисливших дивиденды, с 2001 года не превышало 17 процентов от общего числа, из которых более 80 процентов дивидендных поступлений обеспечивается не более чем 15 акционерными обществами. Во-вторых - неэффективное использование акционерного капитала, принадлежащего государству, не обеспечивающее собственнику нормальную (рыночную) доходность. В-третьих - расходование прибыли акционерными обществами, акции которых принадлежат государству, без надлежащего анализа экономической эффективности инвестиционных проектов.

И отсутствие условий и стимулов к реализации акционерными обществами, принадлежащими государству, эффективной инвестиционной и финансовой политики.

Более того, ввиду высокого удельного веса в структуре российской экономики компаний с государственным участием, указанная тенденция отражается на состоянии экономики в целом, формируя в ней неадекватную (нерыночную) структуру цен на ресурсы, задействованные госкомпаниями.

Новая же модель реализации дивидендной политики в отношении пакетов акций, принадлежащих государству, включает в себя следующие основные положения.

Согласно документу, деятельность акционерного общества должна строиться на основе регулярного планирования размера чистой прибыли. Такое планирование осуществляется, исходя из наиболее вероятных условий финансово-хозяйственной деятельности общества (уровня затрат общества на производство товаров (работ, услуг), уровня цен реализации товаров (работ, услуг), стоимости доступного для общества заемного капитала и др.) Планируемый размер чистой прибыли должен быть надлежащим образом обоснован в плане развития общества и его бюджете.

В целях определения размера дивидендов по итогам года прибыль, фактически полученная обществом, уменьшается на величину обязательных платежей и отчислений, предусмотренных законодательством, а также документами общества, утвержденными в установленном порядке (и содержащими экономически обоснованные размеры отчислений в созданные обществом фонды). Также необходимо учитывать ограничения, предусмотренные статьей 43 Федерального закона "Об акционерных обществах".

Дальнейшее распределение чистой прибыли осуществляется с соблюдением следующей пошаговой процедуры. Вначале на выплату дивидендов в обязательном порядке направляется фиксированная часть чистой прибыли акционерного общества. Затем рассматривается и утверждается финансирование эффективных инвестиционных проектов акционерного общества из чистой прибыли. И в конце на выплату дивидендов направляется оставшаяся часть чистой прибыли акционерного общества.

При этом использование акционерным обществом чистой прибыли на финансирование инвестиционных проектов должно быть обосновано. Для этого должны соблюдаться следующие минимальные условия. Первое - на инвестиции полностью использованы амортизационные ресурсы акционерного общества. Второе - увеличение заемных средств общества является экономически нецелесообразным (использование заемных средств при финансировании инвестиционного проекта является нецелесообразным, если оно приводит к потере финансовой устойчивости общества и доходность инвестиций меньше процентных выплат по заемным средствам). И последнее - уровень доходности инвестиционного проекта, финансируемого за счет чистой прибыли (без привлечения заемных средств), должен быть не ниже уровня доходности капитала, используемого в данной отрасли или других отраслях экономики со сравнимыми показателями предпринимательских рисков. Если хотя бы одно из вышеуказанных условий не выполняется, то использование чистой прибыли на инвестиции не является достаточно обоснованным.

Новый порядок продажи госпакетов

Помимо данного документа, минэкономразвития предлагает внести поправки в Положение об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе. В настоящее время они уже подготовлены и согласованы с заинтересованными министерствами.

Само положение было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 N 585. В соответствии с пунктами 18 и 19 данного документа в случае, если сумма денежных средств, указанных в заявках участников, будет ниже начальной суммарной стоимости всего пакета акций, выставленного на торги, то часть акций, выставленных на продажу, остается нереализованной, а единая цена продажи приближается к начальной цене. В этом случае продаже подлежит количество акций, полученное путем деления общей суммы денежных средств, указанных в заявках участников, на начальную стоимость акции.

Как считают в министерстве, данный фактор может быть стимулом для недобросовестных участников специализированного аукциона к сговору на предмет понижения цены продажи. Кроме того, последующая продажа оставшихся нереализованными после аукциона акций представляется крайне затруднительной вследствие незначительности их количества.

В целях устранения данной проблемы разработчики предлагают внести поправки, предусматривающие, что аукцион признается несостоявшимся в случае, если сумма денежных средств, указанных в заявках участников, меньше стоимости акций, выставленных на продажу по начальной цене.

Здесь надо отметить, что минэкономразвития считает, что даже с учетом предложенных выше поправок нецелесообразно проводить специализированные аукционы по продаже миноритарных пакетов акций, так как есть вероятность сохранения в собственности государства единичных акций, которые в дальнейшем практически невозможно реализовать.

Упрощение оборота мелких пакетов

Еще одно новшество - это упрощение продажи единичных акций открытых акционерных обществ.

Анализ практики продажи мелких пакетов акций, включая результаты проверок Счетной палаты Российской Федерации, показал, что зачастую имеют место случаи, когда затраты на проведение оценки и организацию продажи подобных акций превышают доходы от их продажи.

Вместе с тем по действующему порядку приватизации, предусматривающему определение степени ликвидности имущества исключительно по результатам рыночных торгов, такие пакеты акций сначала выставляются на аукцион. Затем, после признания аукциона несостоявшимся (по причине отсутствия заявок или наличия только одного участника) - способ приватизации может быть изменен на продажу посредством публичного предложения (аналог "голландского аукциона", на котором цена предложения последовательно снижается до "цены отсечения", равной 50 процентам цены несостоявшегося аукциона). И только в случае неуспеха таких торгов акции могут быть проданы посредством продажи без объявления цены, механизм проведения которой можно охарактеризовать как аукцион с нулевой начальной ценой.

С целью минимизации издержек, связанных с продажей единичных акций акционерных обществ, не имеющих оборота на фондовом рынке, минэкономразвития предлагает продавать их путем продажи без объявления цены, без проведения рыночной оценки. Для этого предполагается внести изменения в приватизационное законодательство и в Федеральный закон от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", устанавливающий обязательность проведения рыночной оценки при совершении сделок с имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности. Также в министерстве считают, что целесообразно планировать приватизацию таких пакетов исключительно в концептуальном, а не пообъектном плане, то есть через постановку в качестве цели приватизации продажи единичных низколиквидных акций в первом разделе прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (определяющем принципы проведения приватизации, а не пообъектный перечень).

Фондовый рынок Минэкономразвития