23.03.2005 01:00
Общество

Выявлять контрафактные препараты помогают посетители аптек

Выявлять контрафактные препараты помогают посетители аптек
Текст:  Евгения Лежанина (Воронежская область)
Российская газета - Черноземье: №0 (3726)
Читать на сайте RG.RU

Чтобы снизить число фальсификатов, центр  контроля качества лекарственных средств главного управления здравоохранения области намерен внедрить новый проект – информационно-поисковую компьютерную программу. Она позволит создать на пути бракованных препаратов трехступенчатый барьер.

– В принципе, и сегодня контроль проводится на нескольких стадиях, – рассказывает директор центра Олег Селютин. – Крупные оптовые поставщики  обязаны заносить в компьютер серии и количество препаратов. Дальше в действие вступают наши аналитики – смотрят, не встречался ли в той или иной серии брак (данные поступают из Министерства здравоохранения и социального развития и коллег из других центров страны). Лекарства получают больницы и аптеки, в принципе тоже не заинтересованные в продвижении пустышек. Это второй барьер на их пути. Третий – сами жители, приобретающие препараты. В крупных аптеках со временем будут установлены автоматические справочные, наподобие тех, что используются в железнодорожных вокзалах для знакомства с расписанием поездов. Пациент сможет узнать, не попадало ли лекарство под подозрение.

В качестве «общественных контролеров» лекарств часто выступает население – особенно пожилые люди. Дедушки и бабушки чаще, чем другие, приносят на анализ лекарства, сомнительные, на их взгляд, а специалисты либо подтверждают их правоту, либо опровергают. В прошлом году с помощью пациентов удалось установить крупную партию бракованного  антибиотика широкого спектра действия. Он и стоит дорого – триста рублей за упаковку. Точно так же люди помогли выловить из аптечной сети шесть тысяч упаковок фальсифицированного препарата. И это не единичные случаи.

…Бабушка протягивает аптечный пузырек. Судя по этикетке – средство для поддержания поджелудочной железы. Принимает она его лет тридцать, знает и по цвету, и по вкусу. А из пузырька ощутимо пахнет… ванилью. Другая  обижается, что чуть не потеряла сознание от невыносимой головной боли, пытаясь снять мигрень явно поддельным анальгетиком...
За прошлый год сотрудники центра контроля качества лекарственных средств  обнаружили 44 случая фальсификации. Отыскивают пустышки во время инспекционных проверок на складах и аптеках, нередко сами фармацевты замечают неладное и звонят им. Но число фальшивок не убывает. А все потому, что не совершенна сама система их выявления и, самое, пожалуй, главное, привлечения к ответственности изготовителей и распространителей. А раз нет законодательной правовой основы – контролеры почти бессильны. Фальсифицированные лекарства появились на фармацевтическом рынке в середине прошлого десятилетия, но только с января нынешнего года в федеральном законе появилось определение, что такое  фальшивка. И пока не появятся новые нормативные документы, определяющие меры пресечения их изготовления, мы так и будем покупать в аптеке препараты, не зная, вред они несут или пользу.

Как поясняет  Селютин,  стопроцентно проследить за действиями посредников, поставляющих лекарства в область, пока не всегда удается, потому что их слишком много, свыше трехсот только официальных. И не известно, сколько действуют нелегально. Невозможно  проверить все 17 тысяч препаратов, поступающих в регион.

Бороться с преступным изготовлением фальшивых препаратов действительно пора всем миром и всерьез. Очевидно, что хозяев фармацевтического рынка все меньше интересует качество лекарств – прибыль и только прибыль. Сегодня, по официальным данным, оборот фальсификатов составляет до 600 миллионов рублей в год. Но, думается, что это только видимая часть айсберга. Выходит, что все усилия честных фармацевтов, не желающих обманывать больных,  недостаточны: ни по одному представлению в правоохранительные органы (а их, поверьте, было достаточно) мошенников не удается на законном основании схватить за руку.

Но одна из жительниц Воронежа сумела взыскать с поставщика фальшивки через суд. Ее муж после капельницы со ставропольским гемодезом  попал в реанимацию. В центре контроля подтвердили, что лекарство поддельное, способное нанести вред здоровью. Суд защитил истицу, взыскав с изготовителя по полной программе. Но это пока единичный случай.
Пациенты сегодня с оправданным подозрением относятся ко всему, что получают из аптек. Убедились, что мошенники-изготовители подделывают и дорогие, и совсем дешевые препараты, лишь бы они пользовались спросом у врачей и у больных.

Здоровье Преступления Воронежская область Центральная Россия