23.03.2005 03:00
Власть

Александр Лебедев - о развитии отношений России и Украины

Текст:  Иван Дроздов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3726)
Читать на сайте RG.RU

Российская газета | Александр Евгеньевич, как вы оцениваете итоги визита президента в Киев?

Александр Лебедев | Прежде всего я рад, что сам визит состоялся, причем в такие короткие по меркам межгосударственного протокола сроки - не прошло ведь и двух месяцев со дня инаугурации Виктора Ющенко. Причем сам он уже успел побывать в Москве.

Это была его первая зарубежная поездка в качестве президента Украины. За эти два месяца у нас в прессе было много всяких пересудов о том, как надо вести себя с новой властью на Украине. Были такие, кто писал, что президенту вообще не надо туда ездить - дескать, пусть Ющенко сам напрашивается в гости. Я не отношу себя к числу тех, кто считает, что на страницах газет можно решать, куда нашему президенту ехать, с кем ему встречаться и о чем разговаривать. Думаю, глава государства в таких услугах не нуждается.

Если же говорить о содержательной стороне визита, то я не разделяю скепсиса тех, кто указывает на отсутствие подписанных соглашений. Их никто и не планировал подписывать. Как мне кажется, президенты в ходе личных контактов решали более важный, фундаментальный вопрос - о том, каковы будут основы наших отношений в ближайшие годы. И если судить по тем договоренностям, которые были озвучены на совместной пресс-конференции, они этот вопрос решили. Российско-украинские отношения после 19 марта обрели совершенно новое качество.

РГ | Что вы имеете в виду?

Лебедев | Я имею в виду прежде всего проблемы экономики. В качестве партнера на Украине мы сегодня имеем дело с новой командой, которая четко видит национальные интересы своей страны и соответствующим образом выстраивает внешнюю политику. При этом хочу заметить, в главных, жизненно важных вопросах эти интересы полностью совпадают с нашими. Народнохозяйственные комплексы России и Украины находятся в условиях острой борьбы с конкурентами, которые десятилетиями, а то и столетиями успешно работают в рыночных условиях, накапливают финансовые и материальные ресурсы. У нас почему-то долгие годы все, что касается экономического сотрудничества с Украиной, сводилось к трубе. Конечно, газотранспортный консорциум - нужное дело, и хорошо, что в его создании появился прогресс.

Нужны новые отношения, основанные не на словах о дружбе, а на согласовании интересов

Но чтобы выжить и развиваться, нам необходимы объединение усилий и интеграция различных субъектов хозяйственной деятельности, создание совместных производств, способных выпускать конкурентоспособную продукцию. Для этого надо создать условия для свободной торговли, поощрять взаимные инвестиции, стимулировать кооперацию в сфере высоких технологий. Насколько я понимаю, это одна из главных задач созданной в ходе встречи комиссии Путин - Ющенко. Если удастся по разным сферам и отраслям согласовать наши интересы и найти взаимоприемлемые решения, механизмы интеграции будут приумножать национальное богатство, а значит, реализовывать главный национальный интерес как России, так и Украины. По всем этим причинам новое украинское руководство, взвесив все "за" и "против", сказало четкое "да" Единому экономическому пространству. Теперь очень важно наполнить это понятие содержанием.

РГ | Насколько мне известно, еще до визита вы выступали с конкретными предложениями по сотрудничеству с Украиной в сфере экономики.

Лебедев | Да, в Национальном инвестиционном совете (НИС), который я возглавляю, мы работаем над такого рода программами. Например, мы предложили совместный проект в области гражданского авиастроения, а именно - налаживание серийного выпуска ближнемагистрального пассажирского авиалайнера Ан-148, о котором говорил президент России в ходе встречи с премьером Украины Юлией Тимошенко. Этот самолет, не уступая по технико-экономическим характеристикам зарубежным аналогам, опережает ближайших российских конкурентов на несколько лет и будет стоить значительно дешевле.

Между прочим, реализация проекта Ан-148 в Воронеже уже позволила сохранить в работоспособном состоянии завод, имеющий важное значение для престижа России как авиастроительной державы, ведь на его продукции - самолетах Ил-96-300 - летает высшее руководство страны. Таким же перспективным является объединение усилий лидеров авиаперевозок наших стран "Аэрофлота" и "Аэросвита". В случае их слияния совместная компания сможет не только консолидировать отрасль авиаперевозок в СНГ, но и более успешно работать на мировом рынке.

Мы начали несколько проектов по созданию современной туристической инфраструктуры в Крыму, где традиционно отдыхают миллионы россиян. Сегодня Крым - это большое российско-украинское предприятие, где рядом с украинской собственностью существует и российская, где в различных отраслях экономики работают совместные предприятия.

У России и Украины открываются большие возможности для сотрудничества в банковско-финансовой сфере. Участие наших лидеров в открытии дочернего учреждения российского Внешторгбанка в Киеве можно считать знаковым событием. Кроме развития филиальной сети, мы можем оказать большую методологическую помощь в становлении цивилизованного фондового рынка Украины, оказав тем самым неоценимую услугу нашим инвесторам, которые хотят там работать.

НИС также предлагает начать совместную реализацию программ по ипотеке и строительству доступного жилья, что позволит решить главную проблему для наших граждан, которая и России, и Украине досталась в наследство от советских времен. Есть еще много других планов и замыслов, которые могут быть реализованы уже в ближайшее время. Все это я называю политикой реальных дел.

РГ | Вы говорите об экономике. Неужели все настолько беспроблемно? И неужели вас не смущает, что, призывая инвестировать в Украину, вы тем самым "оголяете" наш собственный рынок?

Лебедев | Проблемы, конечно же, существуют. Например, до сих пор не урегулирован вопрос о правопреемстве по внешнему долгу и активам бывшего СССР. Мы в свое время подписали соглашение, в основу которого был положен "нулевой вариант", по которому Россия брала на себя все долговые обязательства, и ей же переходила вся собственность СССР за рубежом и право взыскания долгов с тех, кого кредитовал Советский Союз. К сожалению, это соглашение до сих пор не ратифицировано украинским парламентом. То есть, де-факто мы выплачиваем советские долги, но юридически остается возможность предъявить нам претензии по советским активам.

Есть и другие вопросы, но главное - среди них нет ни одного нерешаемого. Обо всем можно договориться спокойно и к взаимной выгоде. Я исхожу из необходимости выработать новую философию наших отношений, основанную не на декларациях о дружбе, а на согласовании интересов. Этот подход позволит нам постепенно снять разногласия не только в экономике, но и в других сферах, в том числе и вопросе о вступлении Украины в НАТО. Ведь наши оборонные производства связаны едиными технологическими линиями, их просто невозможно разорвать.

Что же касается "утечки капитала", то не могу согласиться с самой постановкой вопроса. Во-первых, я ставлю во главу угла реализацию именно совместных бизнес-проектов, обеспечивающих заказы для наших предприятий. А во-вторых, валовый национальный продукт ведь формируется не только внутри страны, но и благодаря деятельности компаний, активно работающих за рубежом. Тысячи людей на заводах по всему миру, выпускающие мебель "ИКЕА" или телекоммуникационное оборудование "Эрикссон", тем самым пополняют ВНП Швеции. Так и наши компании, зарабатывая деньги на Украине, платят с них налоги в российский бюджет, увеличивают свою капитализацию, накапливают средства для новых инвестиций, в том числе и в России.

РГ | В последнее время у нас много говорят и пишут о гуманитарных проблемах на Украине, о притеснениях и дискриминации русскоязычного населения. Что вы об этом думаете?

Лебедев | Знаете, смешно слышать, что в стране, где половина (если не большинство) населения говорит на русском, русскоязычные подвергаются дискриминации. Это же просто абсурд. Давайте прекратим воспроизводить эти страшилки, рассчитанные на тех, кто забыл, что у нас с украинцами один этнический корень. Давайте одумаемся: украинский язык - это не китайский и даже не латышский. Это, на мой взгляд, самый близкий к русскому из восточнославянских языков. Человеку, для которого родным является русский, понимать украинскую речь даже проще, чем, скажем, белорусскую.

В Украине большинство украинцев вообще говорят по-русски, и это большая проблема для тех, кто в этой стране озабочен сохранением самобытной национальной культуры. Определенные проблемы есть, прежде всего они связаны с развитием русской культуры и преподаванием на русском языке. Но нам надо не плакаться по этому поводу, а серьезно и на государственном уровне заниматься их поддержкой, в том числе и финансовой. Это же наша культура и наш государственный язык. Мы, например, в рамках Национального инвестиционного совета разрабатываем проект программы по охране культурно-исторического наследия, где есть предложения по конкретным объектам - библиотекам, театрам, музеям и т.д.

РГ | Есть еще один вопрос, который несколько омрачает отношения с новой Украиной. Как известно, наш бывший олигарх Борис Березовский, разыскиваемый Генпрокуратурой РФ за мошенничество, объявил о намерении переехать на Украину. При этом он не скрывает, что его целью является не столько бизнес, сколько свержение власти в России. Как вы относитесь к этим заявлениям?

Лебедев | Прежде всего я считаю, что принцип невмешательства во внутриполитический процесс, отказ от поддержки тех или иных сил является необходимым условием развития нормальных отношений. Причем это распространяется как на российскую, так и на украинскую элиту. Мы уже достаточно потоптались на этих граблях, чтобы теперь начинать готовить какие-то перевороты друг у друга.

Что же до Березовского, то все его последние заявления, как мне кажется, развенчали миф о его руководящей роли в "оранжевой революции". Он объективно работает против действующей власти на Украине, "подставляет" ее. Ведь известно, что существует коллизия между нашим с Украиной соглашением о выдаче лиц, находящихся в розыске, и европейской конвенцией о защите политических беженцев. Таким образом, своим приездом он как бы показывает Кремлю: смотрите, дескать, Ющенко на моей стороне! А тем, кто в прошлом году проиграл в Украине - Януковичу и др. - только этого и нужно. Они тут же через своих друзей - партнеров в России начинают трубить о том, что с новой властью на Украине дел иметь нельзя и что нужно помогать им. Так что еще большой вопрос, на чью, как сказали бы в прежние годы, мельницу льет воду опальный олигарх.

РГ | Расскажите о группе по связям с Верховной радой Украины. Каковы ваши планы?

Лебедев | Группа была создана более года назад - почти сразу, как начал работать нынешний созыв Государственной Думы. Мы пригласили в ее состав тех, кого волнует тема наших отношений с Украиной, и на сегодняшний день в ней 104 депутата из всех фракций. Это такой клуб по интересам. Мы периодически проводим встречи с нашими коллегами из Верховной рады, где обмениваемся мнениями о существующих проблемах и путях их решения. Ближайшее заседание планируем провести в мае, сразу после празднования 60-летия Победы. Думаю, к этому времени повестка дня наших отношений с Украиной окончательно определится, и мы сможем обсудить те направления сотрудничества, которые требуют поддержки со стороны парламентариев.

Внешняя политика