25.03.2005 01:05
Культура

Мстислав Ростропович: нельзя из композиторов делать клонированных животных

Мстислав Ростропович - о своих худших опасениях
Текст:  Тамара Грум-Гржимайло
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3729)
Читать на сайте RG.RU

Мстислав Ростропович: Каждая религия имеет своего Бога - символ, идеал, к которому люди стремятся. Стремятся уподобить свою жизнь, свой характер этому идеалу - будь то Христос, Будда или Аллах. Наше вечное стремление - быть достойными тех, кому мы поклоняемся. Для меня Большой театр - тот же храм, где есть свои русские боги. Мусоргский, Чайковский, Прокофьев, Римский-Корсаков, Шостакович. Вот они, мои боги. И я им поклоняюсь. Приходя в Большой театр, я чувствую: их дух живет здесь... И делать из этих композиторов клонированных животных? Поселять их на вокзалах, как в опере Десятникова - Сорокина? Мне это не по душе, я не могу с этим согласиться. Потому что это те гениальные творцы, которым Большой театр обязан своим существованием и той красотой, которая из этого театра лучится к людям, как от солнца. А показывать, что эти лучи идут не столько из недр солнца, сколько из грязи, - мне кажется, это - ошибка. Нельзя опошлять. Нельзя, например, балет "Ромео и Джульетта" ставить так, будто Джульетта - девочка легкого поведения с базара или вокзала. Нельзя!

Российская газета: Но ведь искусство не стоит на месте. Идут поиски, новации неизбежны...

Ростропович: Безусловно. Но не будем баловаться именами гениальных композиторов. Это - не новация. Это - издевательство.

РГ: Говорят, что на "Дети Розенталя" повалит молодежь, которая уверена: Моцарт писал музыку для мобильных телефонов. Ведь по сюжету он один из всех клонов-композиторов остается в живых.

Ростропович: Это только докажет, что молодежь, которая попрет на этот спектакль, - дебильна и обладает пошлейшим вкусом. Вот и все! Я не знаю, почему в мобильных телефонах должны звучать мелодии Моцарта. Я считаю это хулиганством. А как же "авторские права" Моцарта и всех остальных, кого нещадно уродуют мобильными (дебильными!) звонками? А у них, у великих композиторов, спросили? Я так говорю, потому что скоро я их всех увижу. Да-да... И вот когда я их ТАМ встречу, они скажут мне: "Неужели ты не мог как-то повлиять, остановить эти издевательства над красотой, которую мы дали людям?" Вот звонит мобильник мелодией Моцарта или Чайковского (в безобразном тембре!), а потом тот, кого вызывают, кроет матом того, кто звонит. Великая мелодия его вызывает, а в ответ - мат! Ну как это может сочетаться? А если вернуться к премьере в Большом театре, не могу не сказать: как же это композитор Десятников сподвигнулся сочинить музыку для исполнения ее Моцартом или Чайковским? Или даже их "клонами"? Это цинизм и абсурд...

Театр