28.03.2005 05:00
Общество

Петр Аксенов: В Москве вновь появятся эвакуаторы

Петр Аксенов, руководитель городского хозяйства Москвы, о мусоре, цветах и паводке
Текст:  Любовь Пятилетова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3730)
Читать на сайте RG.RU

Когда придет весна

Российская газета: Петр Николаевич! Похоже, мольбы жителей столицы дошли до небесной канцелярии и в Москву наконец идет весна.

Аксенов: Пришла уже - и по старому, и по новому календарю. А главное, световой день стал больше ночи. Ну и первые ручейки побежали.

РГ: Снега в этом году выпало небывало много. Звучат прогнозы, что Яуза и Сетунь, а может, и Москва-река выйдут из берегов. Это опасно для города? Дома не затопит?

Аксенов: Оснований для паники нет никаких. В прошлые годы городские службы справлялись и с более мощным таянием снега. Ведь покров толщиной 2,07 метра в Москве создавался начиная с самого первого снегопада. Но к январю, как помнят москвичи, все начисто растаяло. Новый слой снега, выпавший за февраль и март, составляет всего 78 сантиметров, в то время как средним размером в пору массового половодья для Москвы считается 1 метр 20 сантиметров. А за счет вымораживания и испарения к началу половодья снега останется еще меньше.

РГ: Москвичи невольно примеряют к себе картину, показанную по ТВ, как поплыл Калининград...

Аксенов: Там приливы с Балтики пришли, а не от таяния снегов. Москве это не грозит, и тем не менее город готовится к максимальному потоку воды. Представим себе, что вопреки всем прогнозам за двое-трое суток воздух в городе прогреется до плюс 30. К такому развитию событий и готовятся сейчас коммунальные службы. Но, как правило, потепление все же идет постепенно, перемежаясь с волнами похолоданий, благодаря чему происходит вымораживание и испарение влаги из снега. На заседании паводковой комиссии, которую я возглавляю не первый год, внимательно отслеживается, как меняется ситуация в городе. Хотя честно скажу, что не было еще случая, чтобы для пропуска талых вод пришлось воспользоваться всеми имеющимися возможностями.

РГ: Почему же тогда дважды в год - весной и осенью - жители столицы вынуждены вспоминать о ливневой канализации? Вдруг затапливаются отдельные пешеходные переходы, и даже промокают станции метро.

Аксенов: В Москве действительно есть заниженные точки. Они известны и можно было бы вовремя предупредить затопление. Выставить, скажем, аварийную бригаду, которая последила бы за стоком воды. Но для этого надо точно знать, когда и сколько выпадет осадков. У нас же получается, что ждем 2 миллиметра дождей, а выпадает, скажем, 4. Пока аварийная служба пробьется сквозь московские пробки на дорогах, под ногами прохожих уже большая лужа.

РГ: В общем, не зря Лужков недавно критиковал синоптиков?

Аксенов: Как не критиковать? Город платит, а затем получает за свои деньги некачественную услугу. И сделать ничего не может, так как по Закону Гидрометцентр по Москве и Московской области - часть Росгидрометцентра - столице не подчиняется. Я хотел бы сказать и о культуре людей. Чего только не находят коммунальщики в лотках водостоков, когда растает снег! Решетки буквально забиты бутылками, полиэтиленовыми пакетами. Как воде через этот слой пробиться?

РГ: А на качестве питьевой воды паводок скажется? Ведь фермы находятся прямо на берегах Истринского водохранилища. Зимой, во время потепления, специалисты "Мосводоканала" предупреждали жителей о том, что вода может запахнуть навозом.

Аксенов: К счастью, этого не случилось. Хотя хозяйства Подмосковья и в самом деле недостаточно следят за навозохранилищами и весенними стоками от них. Но за последние 10-15 лет "Мосводоканал" научился применять реагенты, благодаря которым качество воды соответствует самым строгим санитарным требованиям.

Кто потеснит химию

РГ: Петр Николаевич! Все годы, в течение которых столица использует антигололедные реагенты, городские власти уверяли москвичей в их абсолютной безвредности. Несмотря на жалобы владельцев собак на то, что смеси, заменившие привычную соль и песок, разъедают их питомцам лапы, несмотря на обиды населения по поводу испорченной одежды и обуви. И вдруг при подведении итогов минувшего сезона, мэр объявил, что будущей зимой реагенты во дворах домов применяться не будут. Что случилось?

Аксенов: А зачем использовать химию там, где без нее можно обойтись? Ни один ДЕЗ, ни одна райуправа сейчас не работают без привлечения средств малой механизации. В некоторых префектурах их закуплено по 5-7 тысяч единиц. Значит, можно почистить двор и трактором, и лопатой. А скользкие, наиболее опасные места, посыпать щебеночкой, как делают в Австрии и Финляндии. Собственно, и раньше-то для обработки дворовых территорий использовалось всего 10 тысяч тонн твердых антигололедных реагентов, что составляет 5 процентов от общего количества. Дворникам выплачивали даже премии за экономию реагентов, чтобы они не увлекались ими. И теперь деньги, которые сэкономим, отказавшись от закупки от реагентов для дворов, пойдут на доплаты им же.

РГ: Сколько всего израсходовано химикатов для обработки московских улиц за прошлый сезон? В какую сумму обошлось их приобретение налогоплательщикам?

Аксенов: Закуплено было 240 тысяч тонн жидких и 140 тысяч тонн твердых реагентов на 2,4 миллиарда рублей. Из этого количества примерно 31 700 тонн препаратов осталось на будущую зиму. Не знаю, заметили ли москвичи, но дорожники больше не поливают трассы химикатами сплошным потоком. Высокоточные приборы, закупленные городом за рубежом, позволяют определить насыщенность раствора на поверхности магистрали. Благодаря этому теперь можно обрабатывать участки дорог лишь там, где в этом есть нужда.

РГ: Кстати, о деньгах. Столица взяла курс на прозрачность при размещении горзаказа. Создан тендерный комитет и строительные подряды, распродажа имущества идет через аукционы и конкурсы. А закупка реагентов?

Аксенов: В 2001-2002 годах, когда Москва только начинала пользоваться ими, единственным заводом, производившим хлористый кальций, был волгоградский "Каустик", а единственным предприятием, который изготавливал из этого твердого реагента жидкий, был завод "Синтез". Теперь рынок демонополизирован, и столичный заказ можно получить тоже лишь через конкурс.

РГ: Такая тотальная борьба за экономию не приведет к тому, что москвичи переломают ноги во дворах, которые перестанут посыпать реагентами?

Аксенов: Найдется кому следить за тем, чтобы этого не случилось. Хотя сложности, конечно, есть. Старые дворники-москвичи уходят, а молодые считают эту профессию непрестижной. Поэтому многие начальники ДЕЗов и ГУПов нанимают на свой страх и риск на работу временные бригады из таджиков и прочих граждан СНГ.

РГ: Может быть, чтобы поднять престиж, памятник дворнику поставить, как это сделали во Владимире?

Аксенов: Я не против памятника дворнику. Но чем хуже, скажем, лифтер? Профессия, не менее ответственная, чем у машиниста поезда метро. А попробуйте прожить без слесаря, сантехника?

РГ: Неужели даже служебное жилье не закрепляет кадры?

Аксенов: По новому Жилищному кодексу РФ город не имеет права давать его человеку. Он может предоставить такие квартиры лишь в аренду ДЕЗам. Те же по чисто экономическим причинам не могут себе позволить взять их: для этого им пришлось бы повысить квартплату москвичам.

Эвакуаторы вернутся

РГ: Петр Николаевич! В начале зимы в Москве эвакуаторы вывозили с проезжей части машины, мешавшие уборке дорог. Не обнаружив авто на оставленном месте, горожане, конечно, обижались на такие драконовские меры. Но в целом все-таки поддерживали правительство Москвы, так как понимали, что из-за стоящего транспорта улицы сужаются так, что ни пройти ни проехать. Почему же власти дрогнули перед общественным мнением?

Аксенов: Правительство Москвы не могло не отреагировать на раздражение в обществе, вызванное нечистоплотностью людей, попытавшихся воспользоваться ситуацией для личного обогащения. Ведь коммерческие организации, привлеченные для вывоза транспорта, так увлеклись, что стали собирать машины не только там, куда их посылали, чтобы очистить место для выезда уборочной спецтехники.

РГ: И что же дальше?

Аксенов: Сейчас готовится постановление правительства о создании государственного предприятия, которое будет заниматься эвакуацией в прозрачном правовом поле. Для этого город намерен обеспечить технику для вывозки машин навигаторами, чтобы компьютер четко фиксировал все ее передвижения по городу. Прозрачной должна быть и работа на площадках для временного хранения автомобилей.

РГ: Может, лучше позаимствовать европейский опыт? "Кошку" на колесо, заплатил человек тут же штраф, машину освободят. Уедет и больше здесь не встанет. Дешевле ведь!

Аксенов: Пытался город действовать и таким путем, но вспомните, какую волну протеста организовал Союз автомобилистов! Его поддержали и суд, и прокуратура, в итоге документ правительства Москвы был отменен. Позже вышел новый Административный кодекс, но и он разрешил лишь эвакуацию и перемещение машин, стоящих в неположенном месте, но не их блокировку.

Тарифы под контролем

РГ: Не успела Москва проводить зиму, как пришла пора готовиться к следующей. Особенность нового подготовительного сезона будет состоять в том, что в ходе реформирования с 1 апреля вместо одного ОАО "Мосэнерго" будет создано 14 энергокомпаний. Пересаживаясь из кресла в кресло, не потеряют энергетики время, нужное для перекладки труб, ремонта ЦТП и т. д.?

Аксенов: Да, есть такая тревога и у города. Поэтому нам предстоит кропотливая работа, чтобы не упустить подготовительный период.

РГ: Как рассуждает рядовой москвич? Вместо одной появится 14 компаний. Во главе каждой встанет гендиректор, каждому нужен кабинет, штат, "мерседес".... Где на все деньги взять? Ясно, из тарифов на свет и тепло. Значит, их снова задерут?

Аксенов: В текущем году этого не случится, так как по закону цены на услуги ЖКХ можно поднимать лишь раз в год.

РГ: С 1 января 2005 года 20 из 89 регионов страны перешли на 100-процентную оплату жилья и коммунальных услуг за счет населения. Москва намеревалась сделать это в 2008 году. Планы не изменились?

Аксенов: Нет. Цель правительства Москвы - не проводить реформ в ущерб москвичам. Из этого следует, что переход на 100-процентную оплату услуг ЖКХ должен быть безболезненным для населения. Если зарплата будет расти темпами, обещанными российским правительством, то он произойдет в 2008 году, если медленнее, то вполне возможно, что сроки могут быть еще отодвинуты. Как можно повышать плату, если бюджет города и без того дотирует 50 процентов стоимости горячей воды и отопления, что обходится ему в 11 миллиардов рублей в год. Добавим к этому 30 процентов стоимости холодной воды и 100 процентов - утилизации мусора.

РГ: Есть ведь еще и прямые жилищные субсидии населению?

Аксенов: Да, их получают около 400 тысяч семей. В 2003 году на помощь им выделялось 1,5 млрд. рублей, в 2004 - 4,5, в 2005 - 5,3 млрд. рублей.

Дорога с препятствиями

РГ: Петр Николаевич! Москва долго боролась за восстановление дорожного фонда. Теперь и глава Совета Федерации Сергей Миронов признает, что было бы неплохо возродить нечто подобное.

Аксенов: Обиднее-то всего что? Необходимость заниматься дорогами понимали большинство предприятий и коммерческих структур. И потому платили они в дорожный фонд с легким сердцем. На ликвидации же фонда Москва, например, потеряла в пределах десятка миллиардов долларов. Это равнозначно двум участкам Киевского шоссе, которое в этом году Москва должна реконструировать с 31-го по 37-й километр.

РГ: Когда Третье транспортное кольцо станет таким, каким его задумывали проектировщики?

Аксенов: К концу текущего года, после окончания работ по сооружению тоннеля на улице Шереметьевской и строительству развязки на Беговой.

РГ: А обещанное строительство Четвертого кольца начнется?

Аксенов: Готовы хоть завтра приступить. Нет только денег. Поэтому в этом году доведем до конца лишь Киевское шоссе и Краснопресненский тоннель.

РГ: Надо ли было заниматься этим тоннелем, при том, что в городе не хватает 4 тысяч километров дорог? Есть же Рублевка, Волоколамское шоссе, далеко не самые перегруженные трассы.

Аксенов: Тоннель необходим, так как Краснопресненский проспект - единственная магистраль, не имевшая выхода на МКАД. Благодаря ему откроется и Новорижское шоссе, разгрузив до отказа забитую сегодня Ленинградку. Кроме того, совмещенный с подземкой тоннель приведет в Строгино и Митино долгожданное метро.

РГ: Каких экстренных мер по избавлению от пробок на дорогах можно ждать еще в Москве?

Аксенов: В будущем году планируем запустить пассажирские поезда по Малому кольцу железной дороги. Это невероятно быстрый и экономичный вариант. Представляете, насколько упростится жизнь москвичей? Доехал, скажем, человек из спального района до одной из 9 станций пересадки на МКЖД. Оставил машину - для этого будут построены паркинги, сел на поезд и доехал на нем до нужной станции метро. Без пробок!

РГ: А монорельс заработает на полную катушку? Или так и останется дорогостоящей игрушкой?

Аксенов: Но это же новый вид транспорта. Его надо сначала как следует обкатать в целях безопасности. Разгрузить перегруженные магистрали с его помощью пока не удастся. Больший эффект в этом плане принесет легкое метро, построенное в Южном Бутове.

РГ: То самое, которое своим стуком сводит с ума жителей близлежащих домов?

Аксенов: Ну, тогда вы не слышали шума легкого метро на Брайтон-Бич. Вот где грохот! А со своим метро мы разберемся, меры уже применяются. Почему они потребовались? Новый вид транспорта мгновенно приобрел бешеную популярность. Чтобы в ожидании поезда не стояли толпы людей, интервалы пришлось сокращать, а скорость - увеличивать.

Мусор застрял в эксперименте

РГ: Петр Николаевич! Чем москвичи хуже немцев, раскладывающих аптечные пузыречки, бутылки из-под кока-колы и прочитанные газеты по разным контейнерам? Когда раздельный сбор мусора превратится из эксперимента районного масштаба в норму жизни столицы?

Аксенов: Банки металлические уже не идут на свалки. И макулатура больше не гниет. А вот стекло не собираем. Почему? Нет переработки. Купить пока сырье для производства новых стеклянных банок и бутылок за рубежом дешевле, чем организовать вторичную переработку в России.

РГ: А с пластиковыми бутылками что? Неужели тоже нельзя переработать?

Аксенов: В ближайшее время планируем создать на мусоросжигательном заводе N 4 производство, на котором пластиковую посуду будут рубить и делать из нее крошку, так как на нее появился покупатель. В дальнейшем из этой крошки будет выпускаться техническая пластмасса: шланги, ведра для мусора, тазики.

Время герани

РГ: Петр Николаевич! Вы три года возглавляете комплекс городского хозяйства столицы. Есть у вас еще несбывшаяся мечта?

Аксенов: Есть, и не одна, как у любого человека. Но больше всего мне хочется превратить Москву в цветущий благоухающий город, ни в чем не уступающий Лондону, Парижу, Берлину... Ничего нереального в этом не вижу, так как даже в Монте-Карло, несмотря на море и теплый климат, красоту создал не один Господь Бог. Зеленым оазисом город во многом делают разные деревья, пальмы, кустарники и цветущие растения в кадках и горшках, которые на улицах стоят только летом, а в ноябре на всю зиму убирают в специальные хранилища. С приходом тепла снова выносят на свежий воздух.

РГ: Как добиться этого в Москве?

Аксенов: Жаль, не могу пока убедить коммерческие структуры в том, что купленные в Голландии декоративные деревья - на ветер выброшенные деньги. Надо покупать в московских хозяйствах все выращенное в наших климатических условиях. А для того, чтобы вертикальное озеленение, так украсившее стены и балконы уже многих крупных городов мира, прижилось в Москве, нужна массовая поддержка москвичей. К сожалению, попытка достучаться до них, сделанная в прошлом году, пока успехом не увенчалась. Мы предлагали горожанам выдавать бесплатно и рассаду, и ящики для цветов на балконах, но работников ДЕЗов даже не пускали в квартиры.

РГ: Так не от хорошей же жизни! Люди боятся открывать двери незнакомому человеку. Пусть

ДЕЗы в выходной день привезут во двор цветы и рассаду, и жители сами выйдут во двор и возьмут.

Аксенов: Попробуем в этом году поискать разные подходы. На прошлой неделе я побывал на выставке в Париже, специально посвященной дизайну вертикального озеленения города, и на плантациях, где выращивают балконные цветы. Ярко-красные герани, свисающие анютины глазки... Просто море цветов! Все это с приходом тепла появится на балконах у парижан. У них с этим проще: есть закон города, обязывающий жителей украшать балконы цветами. Тех, кто нарушает его, штрафуют. Москве не помешало бы тоже обзавестись законодательной базой на это счет. И все же главная надежда у меня - на взаимопонимание людей. Ведь душа человека - это тоже цветок. Богатый душой сам расцветает и создает красоту.

Экология Инфраструктура Правительство Москвы