29.03.2005 04:20
Власть

Андрей Ищук:: в СНГ возможны любые политические всплески

Текст:  Юрий Спиренков
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3731)
Читать на сайте RG.RU

Российская газета: Андрей Георгиевич, дайте, пожалуйста, вашу оценку событиям в Киргизии.

Андрей Ищук: События в Киргизии свидетельствуют прежде всего об обострении международной борьбы за сферы влияния. Массовые протесты, переходящие практически в погромы, ничего хорошего ни людям, ни государству принести не могут. Все это ведет к разделению страны на враждебно настроенные части. Раздробление государства приведет к эскалации мировых конфликтов. Пример тому - Афганистан. Ни к чему, кроме обнищания населения, развала экономики и дестабилизации государства в целом, таким путем не прийти.

К сожалению, регион привлекателен еще и для наркодельцов, и для торговцев оружием. Поэтому Киргизия ни в коем случае не должна быть раздроблена на части. Это может привести к неуправляемым процессам на южных границах России. А это прямой удар по нашим национальным интересам.

РГ: Политическая активность в странах Содружества Независимых Государств, Грузии и Балтии - следствие закономерного процесса развития или результат внешнего воздействия?

Ищук: На ваш вопрос нельзя ответить однозначно. Каждая из этих стран пока находится на стадии определения политических приоритетов, выбора институтов власти. В такой период возможны любые политические всплески. За всю новую историю независимого существования государств, бывших в составе СССР, в них начался активный процесс смены элит. К руководству пришли молодые политики. Президенты Грузии и Украины пытаются организовать все по-новому, порой без достаточной оглядки. Думаю, это этапы некоего самоопределения.

Но молодость, пожалуй, самое краткосрочное состояние организма. Как человеческого, так и государственного. Что касается внешнего воздействия, естественно, и страны СНГ, и Грузия, и страны Балтии находятся под пристальным вниманием международного сообщества. И Европейского Союза, и разнообразных структур, представляющих интересы США и государств Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Сложнее сказать, кому это неинтересно.

РГ: На прошедшем 18 марта Совете министров иностранных дел СНГ в Минске президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что "СНГ переживает самый критический момент за всю его историю". Как вы считаете, насколько эта структура отвечает потребностям сегодняшнего дня?

Ищук: Я абсолютно уверен, что СНГ должен существовать. Весь двадцатый век в мире шли интеграционные процессы. И в экономике, и в политике, и в культуре. Выстраивать заборы вокруг отдельно взятого государства - глупо и бесперспективно. Вместе мы можем сделать больше и, значит, должны находить возможности сотрудничества.

Тут и борьба с терроризмом, защита внешних границ, проблема распространения наркотиков, тарифные и таможенные согласования. Очень важны совместные проекты по науке, образованию, культуре и спорту - в сферах, где нет барьеров. Ни языковых, ни политических, ни религиозных.

Этим связям постоянно уделяет большое внимание президент России Владимир Владимирович Путин, на днях открывший Год России в Армении.

Структуры СНГ сегодня "обросли" формальными подразделениями, задачи которых порой непонятны. Они нуждаются в реформировании. Пришло время сконцентрироваться на стратегически важных вопросах.

РГ: Между Россией и Украиной сейчас активно идет процесс согласования параметров дальнейших взаимоотношений. Позиции наших государств далеко не во всем сходятся. Что вы думаете о перспективах сотрудничества?

Ищук: Радует, что Украина понимает необходимость нормального диалога. Мы - славянские народы - слишком переплетены друг с другом. Общие культурные традиции. Общие языковые корни. Многие люди в наших странах принадлежат к одним и тем же религиозным конфессиям. Меняются политические векторы, но остается внутреннее единство народов.

Экономика России и Украины также тесно взаимосвязана. На Украине много предприятий, развитие которых невозможно без поставок из России. Не только сырьевых.

Принято считать, что главнее проблем нефтегазового комплекса ничего нет. Это не так. Конечно, объем финансирования в этой отрасли велик, однако существенную часть экономики занимают энергетика, машиностроение, транспорт, связь, легкая и пищевая промышленность. И многое другое. Во всех этих отраслях присутствуют российские интересы.

РГ: Как раз тут уместно вспомнить, что президент Украины Виктор Ющенко недавно встречался с российскими бизнесменами. Важны ли встречи в подобном формате?

Ищук: Любой конструктивный диалог идет на пользу экономике. В новое правительство Украины вошло достаточно людей, имеющих практический опыт работы. Это позволяет надеяться на установление долговременных взаимовыгодных партнерских отношений между нашими странами.

Главное - определить правила и менять их как можно реже. Чем меньше государство - и украинское, и российское, и любое другое - будет вмешиваться в текущие экономические вопросы, тем лучше. Позитивный пример тому - развитие европейских стран. Дело политики - обеспечивать тот законодательный уровень, при котором развитие бизнеса будет прогнозируемым. Причем на длительную перспективу.

РГ: Что вы думаете о возможностях вступления Украины в ЕС? Как отразится это на процессе создания единого экономического пространства России-Белоруссии-Украины-Казахстана?

Ищук: Не стоит искать противоречие между этими процессами. Они взаимосвязаны. Сотрудничество Украины с Евросоюзом вполне отвечает интересам России. К тому же надо понимать, что у Украины немного шансов стать членом Европейского Cоюза в ближайшей перспективе. На мой взгляд, речь идет о годах, а не о месяцах.

Что касается единого экономического пространства (ЕЭП), то недавно Украина на высшем уровне подтвердила свою заинтересованность в этом процессе. В апреле в Москве пройдет заседание межправительственной группы по формированию ЕЭП. Думаю, в ходе переговоров мы сможем существенно продвинуться вперед. Прежде всего к созданию зоны свободной торговли. В наших общих интересах мы должны вместе решать вопросы тарифного и таможенного регулирования.

РГ: Как вы оцениваете перспективу отношений Украины и Туркмении в части заключения двусторонних экономических отношений?

Ищук: Вероятно, вы имеете в виду недавнюю попытку Виктора Ющенко договориться с Сапармуратом Ниязовым о снижении стоимости туркменского газа, поставляемого на Украину, с 58 до 50 долларов за тысячу кубометров. Газ на Украину из Туркмении никак не может попасть, минуя транзитные государства. При этом тысяча кубометров газа, реэкспортируемого Украиной в Европу, будет стоить уже порядка 100 долларов за тысячу кубов. В Европе потребитель заплатит 150 долларов. Неудивительно, что Виктор Ющенко желаемого не добился. В процессе переговоров было решено создать межгосударственный консорциум Туркмения - Казахстан - Россия - Украина. В дальнейшем возможно присоединение к нему Германии и других государств Европы.

Состояние мировой экономики таково, что заключение двусторонних контрактов без учета интересов сопредельных государств, особенно на долгосрочную перспективу, невыгодно. Тем более что для оптимальной организации газопоставок на Украину и далее в Европу мощности нуждаются в технической реконструкции. И Россия, и Казахстан, и страны Европы готовы инвестировать в это. Выгадывать сиюминутные средства, теряя при этом гораздо больше на несанкционированном подключении к "дырявой" трубе, - даже не вчерашний, а позавчерашний подход к решению вопроса.

РГ: С недавних пор Грузия активно проводит политику ущемления российских интересов на своей территории. Как будут складываться дальнейшие отношения между нашими странами?

Ищук: Полагаю, Грузия должна более внимательно относиться к исторически сложившимся связям. Сломать их - дело несложное. Восстановить - процесс длительный. Если грузинское руководство действительно хочет привести свой народ к благосостоянию и укреплению демократических ценностей, оно обязано идти на конструктивные переговоры с Россией.

Если нормально вести диалог, можно решить любые вопросы. Принято решение о создании межгосударственной антитеррористической комиссии, идет согласование условий вывода российских военных баз с грузинской территории. Выводить базы без финансового обеспечения, без определения условий их дальнейшего размещения категорически невозможно. Предварительно стоимость их передислокации оценена в 300 миллионов долларов. Эти деньги не предусмотрены в расходной части бюджета России. Нет никакого резона "выдергивать" их в спешном порядке из других статей и вносить "перекосы" в бюджет. Причем, хочу особо отметить, вывод российских военных баз - судьбоносное решение прежде всего для самой Грузии.

Понимаю, что существуют определенные обязательства грузинской стороны перед Америкой, однако надеюсь, что Грузия сумеет правильно расставить приоритеты. Взгляните на карту: где Грузия, где Россия и где Америка? Пограничные государства обязаны прежде всего учитывать интересы друг друга.

Внешняя политика СНГ