29.03.2005 01:00
Общество

Радзинский превзошел свои прежние достижения в искусстве риторики

Текст:  Юрий Богомолов (обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3731)
Читать на сайте RG.RU

Из прочего ТВ обратило внимание на киргизскую революцию и клонов Розенталя, подвергшихся атаке со стороны клонов господина Якеменко с группой поддержки из Государственной Думы.

Наконец, премьера информационно-аналитической программы на канале НТВ, о которой так много говорили и которую так долго ждали, в минувшее воскресенье свершилась.

Радзинский в своих устных преданиях всегда был склонен к аффектации и к экзальтации, но на сей раз, рассказывая о последних днях царского семейства, превзошел прежние достижения в искусстве риторики. Никогда он еще столь громоподобно не укорял современников Романовых в той катастрофе, что случилась с ними после Октября, и так грозно не предупреждал своих современников об опасности ее повторения.

Может быть, дело еще в том, что режиссер проекции Радзинского на телеэкран решил ему помочь посильными для него средствами: в том месте, когда автор заканчивает фразу с восклицательным знаком, - огненный всполох на экране; там, где он мрачнеет, и душевные силы оставляют его - меркнет свет, и золотистые интерьеры Юсуповского дворца делаются бурыми. В распоряжении режиссера еще игра ракурсами, резкие монтажные стыки, затемнения, трансфокаторные наезды-отъезды и т. д. Получился Радзинский в квадрате и, возможно, в кубе. Получился Радзинский, пародирующий галкинскую пародию на самого себя.

Словом, режиссер сделал все, чтобы скромный театр одного актера превратить в шоу, которое по зрелищным эффектам могло бы потягаться с финалом попсового конкурса "Евровидения", а по настроению - с триллером "Молчание ягнят".

Оно, конечно, вся наша история заслуживает этого устрашающего жанра и соответствующего обрамления, поскольку ее многочисленные шкафы набиты скелетами и привидениями, но нужно ли так пережимать в форме ее изложения?

Если же все-таки снять с четырехчастевого повествования жирный слой выразительных средств (скажу за себя: сделать это было не легко), то останется вполне убедительная история о жестокой иронии судьбы нашей страны.

Монархия при всех ее плюсах, как мы знаем, была достаточно неэкономна и расточительна в пролитии крови своих подданных. Это обернулось гемофилией для последнего ребенка Ника и Алек и страдальческой гибелью всей семьи. Новая империя под названием "Советский Союз", построенная на крови убиенных Романовых, оказалась еще менее разборчивой и щепетильной в преступлениях против человечности. И еще менее устойчивой, к слову сказать. Но это уже другая история. Это уже "Исторические хроники" Николая Сванидзе.

Если Радзинский в своем экскурсе патетичен, красноречив и не устает ужасаться, то Сванидзе сух и скуп на эмоции. Он не ужасается кошмарной участи Мандельштама, предоставляя это сделать нам, зрителям.

А нам, людям с атрофированными рецепторами, к этой непостижимой жестокости уже вроде бы и не привыкать. И все равно задевает, если даже такой убежденный сталинист, как Проханов, который обыкновенно с порога отвергает все претензии к вождю "централистской империи", рассердился на "Хроники".

Рассердился Юпитер, потому что от них не отмахнешься. Вот факты, вот обстоятельства... Есть над чем задуматься. Особенно если посмотреть да сравнить одну тиранию с другой. Царская была щедра на смертоубийство. Коммунистическая - еще и на изощреннейшее душегубство. Такое, что жертве стыдно было жить, а сознание обреченности уже не избавляло от чувства гадливости к самому себе.

Взбунтовавшееся гордое существо поэта Осипа Мандельштама Сталин не сразу удавил. Он придвинул его к краю бездны, помучил пару лет, вынудил его, великого поэта, написать во славу себя, палача и садиста, оду, а потом тихо столкнул его в безымянную могилу.

С большой историей все более или менее понятно. Здесь все взаимосвязано и взаимообусловлено. Невинная кровь миллионов, тяжкие страдания масс взывают к отмщению, и оно рано или поздно настигает страну, народ, исторических персонажей... Мы имели много случаев в том убедиться.

Вопросы есть к Небесам по поводу некоторых частных историй. За что (или за кого?) был так жестоко отомщен любимец публики, тонкий артист и нежный человек - Фрунзик Мкртчан. Чего только на долю артиста из солнечной Армении не выпало - несчастливые браки, гибель детей, тоскливое одиночество...

Его одиночество кончилось, когда он кончился. Его провожал весь Ереван.

Может, то был намек Небес: безвременная кончина проясняет суть, а публичная жизнь ее затемняет.

В мартовский субботний вечер нам довелось станцевать с Ксенией Собчак. Произошло это в передаче "Буйнов и Ко". В ней она пела, танцевала, декламировала.

А в мартовский воскресный вечер нам привелось пообщаться с Анастасией Волочковой. Она в премьерном выпуске информационно-аналитического шоу Владимира Соловьева поспорила с Романом Виктюком о клонах композитора Десятникова.

Несчастные клоны великих композиторов. Им досталось на сцене Большого - их там потравили. Теперь их осадили и злобно гнетут с экранов телевизора думцы, телеведущий Алексей Пушков и примкнувшая к ним балерина Волочкова.

...Трудно не заметить круговорота в природе некоторых лиц. Сначала в силу определенных обстоятельств барышень типа Собчак и Волочковой надувают до рейтинговых размеров, полируют их пустоту до блеска, а потом они уже обеспечивают рейтинг программам и даже фильмам, остро нуждающимся в нем. Получается что-то вроде телевизионного перпетуум-мобиле.

Стало быть, танцуем все. Кто с кем. Кто с привидениями Романовых, кто с призраком Сталина. Кто с живым Жириновским. Есть масса людей, которые предпочитают блондинок.

СМИ и соцсети