Выступающие из Охинского, Александровского, Тымовского, Поронайского районов рассказывали о своих проблемах. Больше всего они жаловались на информационную разобщенность - в селах нет библиотек, клубов, радио, нерегулярно приходит почта, они не могут собраться раз в году даже на праздник народов Севера, потому что нет средств на оплату дороги, да зачастую нет и транспорта. По данным переписи 2002 года, из коренных малочисленных народов Севера на Сахалине проживают 3269 человек.
Среди них царствует безработица - например, из 247 аборигенов Тымовского района, 70 процентов из которых молодежь, трудоустроены только 30 человек. Коренной народ сплошь и рядом живет только на детские пособия. У жителей зачастую нет даже вяленой рыбы: очень много глупостей натворили вокруг рыбных квот для коренных малочисленных народов Севера, сроков и мест вылова рыбы. А сейчас еще прибавился запрет на продажу излишков (новый закон запрещает продавать рыбу). Чем тогда рыбак должен компенсировать затраты? На что кормить, одевать семьи? Детские сады для нивхов и ороков из-за оплаты недоступны - например, в Ногликском районе из 64 детей дошкольного возраста лишь 12 могут посещать детский сад. Дети бросают школу, едва доучившись до 4 класса, а взрослые оставляют благоустроенные дома в поселках, в которые когда-то их переселило государство, и уходят жить в тайгу. Но тайга - увы! - явно оскудела на зверя и дикоросы… Слова «нищета», «голод», «приезжайте к нам на побережье, увидите, мы живем хуже всех» то и дело итожили выступления.
Вместо нового подхода к решению проблем коренных народов местная власть опять предлагает латание дыр
Делегаты включили в повестку вопрос о выполнении решения предыдущего, V съезда КМНС области. Это был тот самый съезд, который вынес решение о нашумевшей на весь мир акции протеста против нефтяных компаний. Акцию поддержали более 40 российских и международных организаций и движений. Она стимулировала подъем самосознания аборигенов, доказала, что объединение и протест - эффективные методы для отстаивания своих интересов. Именно благодаря акции родился проект закона Сахалинской области «Об областной целевой программе «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2005-2008 годы».
Однако делегаты вышеназванную программу подвергли резкой критике: вместо нового подхода к решению проблем коренных народов власть опять предлагает латание дыр.
Вот факт: аналогичная программа, закончившаяся в 2004 году, профинансирована областной администрацией лишь на 2,3 процента. О каких успехах в решении проблем коренных малочисленных народов Севера можно вообще говорить?! В государственной политике - невнятной и декларативной, в последнее время, после салехардского совещания, наметились положительные сдвиги. Но нивхи и ороки должны понимать, что времена патернализма прошли, и только они сами - в сотрудничестве с областной властью и бизнес-структурами - могут решить свои проблемы. Внебюджетный фонд - главный источник финансирования для решения этих проблем, должен пополняться не только средствами операторов шельфовых компаний, но и от рыбаков, лесников, угольщиков, энергетиков, которые наносят традиционному природопользованию неменьший вред. А для этого нужны правовые гарантии. Следить за исполнением программы на местах должны не местные администрации, которые крайне безответственно отнеслись к исполнению предыдущих, а организации КМНС, советы общинных хозяйств. Необходимо и финансирование этнологической экспертизы, проект закона о которой подготовлен и внесен на рассмотрение областной думы.
Делегат Владимир Санги предложил внести в проект многолетнюю задолженность, накопившуюся в результате так и не дошедших до аборигенов Сахалина средств предыдущих федеральных программ. «Средства, добросовестно перечисленные центром, были разворованы всеми уровнями местной власти». («Как вы представляете себе механизм возврата?» - спросила я его в перерыве съезда. «Ассоциация КМНС подаст в суд на областную администрацию. Если последняя не захочет судиться, она может учесть эту задолженность при финансировании новых проектов, таких, например, как нивхское стойбище «Жилое», который уже поддержан руководителями некоторых нефтяных компаний».).
Все эти поправки и дополнения были рассмотрены и внесены в проект закона о программе.
Съезд избрал региональный совет уполномоченных коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области. В его состав вошли восемь представителей малых этносов. Таким образом, окончательно сформирован единый орган, представляющий интересы коренных малочисленных народов Севера, населяющих Сахалинскую область. Принято решение и о создании фонда софинансирования областной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области».
Участники показали, что способны в самой острой, принципиальной форме обозначать проблемы и критиковать власть. А вот способны ли они к рутинной работе, которая неизбежно последует после съезда - вопрос.