В составе экспертной комиссии ученые, руководители образовательных учреждений, журналисты. Каждый из субъектов Российской Федерации представил на конкурс до трех школ. Финал конкурса пройдет в Москве. Но в отличие от прошлого года он будет состоять из нескольких туров: заочного и двух очных. Первый - общественная экспертиза (она состоится на Российском образовательном форуме с 22 по 25 апреля), второй - профессиональное признание.
Сегодня "РГ" публикует эксклюзивный список тридцатки финалистов, которые названы экспертной комиссией и продолжат борьбу за победу в конкурсе.
Эдуард Никитин, ректор академии повышения квалификации и переподготовки работников образования:
- Что я как родитель жду от школы? В первую очередь, чтобы моему ребенку в школе было уютно, чтобы его уважали и ставили справедливые оценки. Лично для меня знания не являются основным показателем. Базовые вещи - научить считать, писать, читать - учебное заведение, безусловно, должно. Но все же основная функция школы - это оградить ребенка от негатива современной жизни. К сожалению, образовательные учреждения сегодня не всегда выполняют эту гуманистическую функцию, а, наоборот, усугубляют ее грубостью учителей, несправедливостью, обманом, коррупцией. Помните фразу, которой встречают первоклашек: "Вы теперь не просто дети, вы теперь ученики". Глупость какая-то... Школа не должна отнимать у ребенка главного - ощущения детства. Но чаще всего мы имеем дело с совершенно иным подходом, который и ведет к перегрузкам, нервным срывам, повышенной тревожности у детей. В школе ребенка должны любить.
Евгений Ямбург, заслуженный учитель, директор московского центра образования №109:
- Лучшая школа должна, с одной стороны, быть ориентирована на сохранение мощных российских образовательных традиций, а с другой - на поиск новых идей. Сегодня большинство родителей уже понимают, что без серьезного образования не обойтись. Никогда не забуду такую картину: едет Борис Ельцин в своем кортеже. Видит в окно мальчика, торгующего пивом. Выходит, хлопает его по плечу и говорит: "Молодец, вступаешь в рынок". Однако для того чтобы успешно "вступить в рынок", как вскоре после этого выяснилось, нужно не только уметь торговать, но и обладать массой других навыков. Тот, кто сегодня не владеет компьютером, иностранными языками, экономическими знаниями, не добьется признания в профессии.
Лев Дуров, народный артист СССР:
- Определить, какая школа лучшая, иногда не под силу даже профессионалам. Когда в школе, где учился мой внук Ваня, случился сильный пожар, все ученики бросились на ее спасение. Ребята рыдали, а по ночам дежурили у развалин, охраняя здание от мародеров. Вот это показатель, я считаю. Еще очень важны, на мой взгляд, взаимоотношения преподавателей и учеников. Любимые и нелюбимые учителя будут всегда. Бывают педагоги, которые моментально налаживают отношения с детьми. Они общаются с ними на равных: ты гражданин и я гражданин. Но в то же время соблюдают тонкую дистанцию "гимназист - учитель". А она необходима.
- Волгоградский лицей (областная экспериментальная мужская средняя школа-интернат педагогического профиля)
- Лицей при Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
- Средняя общеобразовательная школа N 1188 Москвы с углубленным изучением изобразительного искусства
- Средняя общеобразовательная школа N1 села Курсавка Андроповского района Ставропольского края
- Государственное общеобразовательное учреждение гимназия N 171 Санкт-Петербурга
- Могойтуйская средняя общеобразовательная школа N 2, п. Могойтуй Агинско-Бурятского АО
- Гимназия "Дмитров", г. Дмитров Московской области
- Лицей N 4, г. Рязань
- Средняя школа N 2 "Многопрофильная", г. Нижневартовск
- Средняя общеобразовательная школа N1, г. Абакан, Республика Хакасия
- Средняя общеобразовательная школа им. Мичурина, деревня Семлово Ярославской области
- Качикатская средняя общеобразовательная школа имени С.П. Барашкова Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)
- Гимназия N 1 г. Кирово-Чепецка Кировской области
- Гимназия N 4, г. Оренбург
- Лицей N 2, г. Нальчик
- Лицей N 38, г. Белгород
- Лицей N1, г.Усолье-Сибирское Иркутской области
- Усть-Илимский экспериментальный лицей, г. Усть-Илимск
- Средняя общеобразовательная школа, Матвеево-Курганский район, село Анастасиевка Ростовской области
- Гимназия "Эврика", г. Анапа Краснодарского края
- Заброденская средняя общеобразовательная школа, Калачеевский район, с. Заброды Воронежской области
- Лицей N 14, г. Ставрополь
- Средняя общеобразовательная школа N 9, г. Находка Приморского края
- Средняя школа N 33 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Петропавловск-Камчатский
- Муниципальное учреждение ЗАТО Северск "Средняя общеобразовательная школа N 80", г. Северск
- Негосударственное образовательное учреждение Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, г. Новосибирск
- Негосударственное общеобразовательное учреждение "Лицей-интернат естественных наук при Саратовском государственном аграрном университете имени Н.И. Вавилова", г. Саратов
- Областное государственное общеобразовательное учреждение "Губернаторский Светленский лицей", п. Светлый Томской области
- Образовательное учреждение Центр образования одаренных детей Республики Калмыкия , "Элистинский лицей"
- Республиканский бурятский национальный лицей-интернат N 1, г. Улан-Удэ