29.03.2005 02:55
Общество

Объявлены финалисты конкурса "Лучшие школы России"

Определена тридцатка финалистов конкурса "Лучшие школы России"
Текст:  Мария Агранович Маргарита Шиц
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3731)
Читать на сайте RG.RU

В составе экспертной комиссии ученые, руководители образовательных учреждений, журналисты. Каждый из субъектов Российской Федерации представил на конкурс до трех школ. Финал конкурса пройдет в Москве. Но в отличие от прошлого года он будет состоять из нескольких туров: заочного и двух очных. Первый - общественная экспертиза (она состоится на Российском образовательном форуме с 22 по 25 апреля), второй - профессиональное признание.

Сегодня "РГ" публикует эксклюзивный список тридцатки финалистов, которые названы экспертной комиссией и продолжат борьбу за победу в конкурсе.

Эдуард Никитин, ректор академии повышения квалификации и переподготовки работников образования:

- Что я как родитель жду от школы? В первую очередь, чтобы моему ребенку в школе было уютно, чтобы его уважали и ставили справедливые оценки. Лично для меня знания не являются основным показателем. Базовые вещи - научить считать, писать, читать - учебное заведение, безусловно, должно. Но все же основная функция школы - это оградить ребенка от негатива современной жизни. К сожалению, образовательные учреждения сегодня не всегда выполняют эту гуманистическую функцию, а, наоборот, усугубляют ее грубостью учителей, несправедливостью, обманом, коррупцией. Помните фразу, которой встречают первоклашек: "Вы теперь не просто дети, вы теперь ученики". Глупость какая-то... Школа не должна отнимать у ребенка главного - ощущения детства. Но чаще всего мы имеем дело с совершенно иным подходом, который и ведет к перегрузкам, нервным срывам, повышенной тревожности у детей. В школе ребенка должны любить.

Евгений Ямбург, заслуженный учитель, директор московского центра образования №109:

- Лучшая школа должна, с одной стороны, быть ориентирована на сохранение мощных российских образовательных традиций, а с другой - на поиск новых идей. Сегодня большинство родителей уже понимают, что без серьезного образования не обойтись. Никогда не забуду такую картину: едет Борис Ельцин в своем кортеже. Видит в окно мальчика, торгующего пивом. Выходит, хлопает его по плечу и говорит: "Молодец, вступаешь в рынок". Однако для того чтобы успешно "вступить в рынок", как вскоре после этого выяснилось, нужно не только уметь торговать, но и обладать массой других навыков. Тот, кто сегодня не владеет компьютером, иностранными языками, экономическими знаниями, не добьется признания в профессии.

Лев Дуров, народный артист СССР:

- Определить, какая школа лучшая, иногда не под силу даже профессионалам. Когда в школе, где учился мой внук Ваня, случился сильный пожар, все ученики бросились на ее спасение. Ребята рыдали, а по ночам дежурили у развалин, охраняя здание от мародеров. Вот это показатель, я считаю. Еще очень важны, на мой взгляд, взаимоотношения преподавателей и учеников. Любимые и нелюбимые учителя будут всегда. Бывают педагоги, которые моментально налаживают отношения с детьми. Они общаются с ними на равных: ты гражданин и я гражданин. Но в то же время соблюдают тонкую дистанцию "гимназист - учитель". А она необходима.

Образование Правительство