Разрешение посетить натовскую авиабазу "Манас" под Бишкеком я получил в течение суток. Ровно в назначенное время меня встретил у КПП офицер по связям с общественностью капитан ВВС США Редд ДиДжон.
Забрав мои документы, он провел меня в специальную палатку, где в течение 15 минут меня тщательно досматривали. Только после этого я получил разрешение вступить на территорию авиабазы.
Экскурсия по базе "Манас" началась с небольшой лекции. Капитан Редд рассказал, что база существует уже четыре года. Главное предназначение - снабжение американской группировки в Афганистане.
"На сегодняшний день, - заявил капитан Редд, - здесь находятся 800 американских и около 100 испанских военнослужащих. Мы меняем контингент каждые четыре месяца. Личный состав базы живет в палатках. Но американское военное руководство приняло решение построить специальный городок со всеми инфраструктурами, где и будут проживать военнослужащие".
После такого вступления капитан Редд повез меня осматривать строящийся городок.
Это специальные модули, рассчитанные каждый на 50 человек. В удобных комнатах будут жить по два военнослужащих. По моим подсчетам, в строящихся модулях могут разместиться до двух тысяч человек. Судя по всему, американцы устраиваются в Киргизии основательно.
Американцы ничего и не скрывали от российского журналиста. На поле стоят свыше десятка тяжелых транспортных самолетов и воздушных танкеров. В сопровождении капитана Редда меня подвезли к одному из авиатанкеров. Мне разрешили подняться в кабину "С-135" "Геркулес" и подробно рассказали о его устройстве. Более того, мне даже предложили посидеть за штурвалом этого самолета.
К моему удивлению, кабина оказалась довольно тесной. Так что, пока я пытался устроиться в кресле пилота, два раза приложился головой к потолку. К счастью, самолет от этого не пострадал.
Все самолеты обслуживают только американские авиаспециалисты. Горючее они получают с топливной базы международного аэропорта Манас.
Надо сказать, что аренда этого гражданского аэропорта американцам обходится довольно дорого. Например, за каждый взлет-посадку они платят в бюджет Киргизии 5 тысяч долларов. Если посчитать в общем, то получается довольно внушительная сумма - до 150 миллионов долларов в год.
В разговоре с капитаном Реддом я выяснил, что пока за все время существования базы не было ни одного инцидента с местным населением. В дни, когда в Бишкеке толпа громила центр города, база была переведена на усиленную охрану.
Я поинтересовался у капитана, был ли приказ открывать огонь в случае, если бы мародеры атаковали базу? Он ответил довольно уклончиво, в том смысле, что есть общие правила базирования американских войск за рубежом и они им неукоснительно следуют. Во всяком случае, все правовые вопросы существования базы на территории Киргизии, как заявил капитан Редд, соответствуют международным договоренностям.
Пока мы разговаривали, на ВПП базы "Манас" приземлились два "Геркулеса". Один из них прибыл из афганского Баграма, второй - с авиабазы в ФРГ. Капитан предложил мне осмотреть самолет, прибывший из Афганистана. Познакомившись с экипажем, я спросил: что сейчас происходит в Афганистане?
Командир сказал, что при взлете самолет был обстрелян, но повреждений не получил. "Как часто вы летаете в Афганистан?" - спросил я его. "В последнее время довольно часто, - ответил летчик. - Возим в основном боеприпасы, продовольствие, медикаменты. Недавно перебрасывали подкрепления для наших войск".
Извинившись, экипаж сел в подъехавший джип и уехал на базу. Капитан Редд долго еще показывал мне транспортные самолеты, рассказывал о быте военнослужащих. Кстати, американские "джи-ай" получают в Киргизии такую же зарплату, как и их сослуживцы в Афганистане и в Ираке. То есть их присутствие в Киргизии приравнивается к участию в боевых действиях.
После трехчасовой экскурсии и довольно неожиданного для меня открытого разговора в заключение я просил Редда: "Как долго вы собираетесь оставаться в Киргизии?" Улыбнувшись, капитан ответил: "Это не в моей компетенции. Вам нужно позвонить в Вашингтон".