На учете в комиссиях по делам несовершеннолетних Краснодарского края состоит 1,5 тысячи маленьких бродяжек. Судя по всему, стремление к самостоятельным путешествиям 12-летнего Саши объясняется особенностями детской психики: он длительное время находился на домашнем обучении и по назначению врача психоневрологического диспансера получал медикаментозные препараты. Мальчик растет без отца и, по словам Ирины, его матери, воспитание складывается сложно. Особенно много хлопот доставляли внезапные исчезновения ребенка. Последний раз Сашу искали семь дней. По факту пропажи Ирина обратилась с заявлением в милицию, однако нашла сына сама.
Через 10 месяцев после случившегося Ирину вызвали повесткой в суд. Там она узнала о том, что с нее решили взыскать средства, потраченные на поиски Саши. С иском обратился прокурор Центрального района Сочи Сергей Щербаха, приложив к нему расчет за подписью полковника Михаила Олейника, возглавлявшего в октябре прошлого года районный отдел милиции. Этот любопытный документ стоит того, чтобы его процитировать: "На место происшествия выезжает оперативно-следственная группа в составе: следователь, оперуполномоченный ОУР, участковый уполномоченный, эксперт-криминалист, водитель дежурной автомашины. На выезд и оформление документов тратится два часа рабочего времени. Один час работы сотрудника составляет 25 рублей, заправка автомашины 100 рублей, работа сотрудника ОУР, осуществляющего последующий розыск - в среднем в день три часа - 75 рублей".
На семидневные поиски Саши согласно представленной полковником милиции М. Олейником калькуляции потрачено 875 рублей. Прокурор С. Щербаха посчитал, что эту сумму плюс госпошлину должна заплатить мать беглеца. Как сказано в исковом заявлении, "пассивность со стороны матери, недостаточное принятие мер к воспитанию сына, контролю за его поведением, времяпрепровождением привело к беспричинным уходам подростка из дома".
Фемида дружно встала на сторону прокурора. Сначала исковые требования были удовлетворены решением мирового судьи судебного участка N101 Центрального района Сочи В. Исаева, а затем поддержаны апелляционным определением федерального судьи А. Слука. В результате беспрецедентное по своей сути решение вступило в законную силу.
- Поступившая из Сочи информация меня просто шокировала, - призналась корреспонденту "РГ" начальник отдела по делам несовершеннолетних администрации Краснодарского края Людмила Дикалова. - Если подобную практику возьмут на вооружение, то родители и руководители детских учреждений просто перестанут обращаться в милицию с заявлениями по поводу сбежавшего или пропавшего ребенка.
Запрашиваемая прокурором сумма уже взыскана с ответчицы в пользу государства. Но по настоянию ответственного секретаря Сочинской районной инспекции по делам несовершеннолетних Натальи Мещеряковой Сашина мама обратилась с жалобой к председателю Краснодарского краевого суда Александру Чернову.
Как вчера сообщила корреспонденту "РГ" начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Краснодарского края Елена Руденко, на имя сочинского прокурора Сергея Шербахи направлено письмо с разъяснением ошибочности его позиции. А прокурор края Сергей Еремин внес представление в президиум краевого суда о пересмотре в порядке надзора принятых по этому делу судебных постановлений.