Надо сказать, что правительство довольно сильно рассчитывало на возобновление энергичной динамики экономического роста в первом квартале 2005 года. На это позволяли надеяться расширение денежного предложения, потребительская активность населения и неплохое финансовое положение предприятий, которые по итогам 2004 года получили более чем внушительный прирост положительного финансового результата на 53,7 процента.
Однако начало года оказалось обескураживающим. Некоторое время аналитики отделывались объяснениями о негативном воздействии продолжительных новогодних каникул.
Надежды возлагались на более интенсивный рост промышленного производства и инвестиций в феврале. Но они оправдались лишь частично. Динамика производства хотя и подросла до 3,9 процента, но осталась почти вдвое ниже показателя прошлого года. Аналогичная картина и с нынешним приростом инвестиций на 7,4 процента, который блекнет перед прошлогодними 13,3 процента, и совсем не обещает даже 5,5 процента прироста производства, запланированных на текущий год.
Еще более настораживают помесячные трендовые показатели, рассчитанные с устранением фактора сезонности. Как сказано в мониторинге минэкономразвития, с исключением сезонности рост ВВП в начале текущего года практически приостановился. При замедлившемся внешнем спросе прирост внутреннего спроса сохранялся (благодаря расширению спроса со стороны домашних хозяйств), но при увеличении доли импорта в удовлетворении прироста спроса.
Помимо этого приостановился рост инвестиционного спроса в начале года. Эксперты министерства объясняют это влиянием инвестиционной и предпринимательской паузы в связи с длительными новогодними каникулами. Однако динамика инвестиций в основной капитал со снятой сезонностью характеризовалась спадом не только в январе, но и в феврале. Согласно поступившим данным Росстата за 2004 год, наиболее существенные изменения инвестиционных потоков проявились в резком замедлении инвестиций в добычу полезных ископаемых за счет их снижения в нефтедобычу (на 6,5 процента к 2003 году), а также в цветную металлургию (на 6,7 процента). Отметим, что некоторое ухудшение конъюнктуры было зафиксировано только по цветным металлам. С другой стороны, в лидеры инвестиционной активности вышла черная металлургия, где ведущие компании, в условиях значительного роста внешних и внутренних цен на металлопродукцию, запустили масштабные проекты и почти удвоили капиталовложения. Затем следует довольно странный и противоречивый вывод о том, что в целом в 2004 году в отличие от предыдущего года отмечена концентрация прироста инвестиций в узком круге отраслей: сырьевые отрасли, связь, жилищное строительство. Странно это потому, что именно в нефтедобыче и жилищном строительстве наблюдались снижения инвестиционной активности. С другой стороны, это означает, что усиливается не только межотраслевая, но и внутриотраслевая неравномерность кругооборота капитала. То есть замедление темпов роста носит устойчивый характер, идет по нарастающей, объясняется структурными факторами. Все это было отмечено еще в прошлом году и имеет все признаки усиления в 2005 году, что чревато перерастанием в структурный кризис и общепромышленный спад.
И это после того, что в целом в январе -феврале в структуре промышленного производства опережающими темпами увеличивалось производство и распределение электроэнергии, газа и воды, тогда как в добыче полезных ископаемых наблюдалась стагнация, а в обрабатывающих отраслях - слабый и при этом затухающий рост.
При этом результаты февральского и мартовского опросов ИЭПП, наоборот, свидетельствуют об укреплении положительных тенденций в российской промышленности. Как сообщает руководитель опросов Сергей Цухло, темпы роста продаж достигли значений, не регистрировавшихся ни разу в 1993 - 2005 годах. Бурный рост спроса на промышленную продукцию позволил предприятиям увеличить интенсивность производства без особого риска "оторваться" от спроса. Оптимизм прогнозов изменения спроса и выпуска остается на самом высоком уровне.
К сожалению, он пока не подтверждается реальными данными. Или, возможно, данные и расчеты не совсем точны. Отдельную озабоченность вызывает стагнация динамики доходов населения при том, что прирост потребительского спроса остается на уровне 2004 года - 10,1 процента за январь - февраль и 10,4 процента за первый квартал соответственно. Специалисты минэкономразвития объясняют расхождение реальных располагаемых доходов и потребительских расходов фактором новогодних каникул, что довольно спорно, учитывая оценки за весь квартал. Не менее странно и то, что каким-то образом потребительская активность привела к сокращению денежной наличности на руках у населения, но последнее совершенно не повлияло на розничный товарооборот.
Естественно, что подобные тенденции, в том числе их разночтения, не на шутку встревожили главу правительства. Премьер Михаил Фрадков заявил, что он не удовлетворен динамикой экономического роста РФ в начале 2005 года. По его словам, "в начале года экономика подает тревожные сигналы". Причем замедление роста происходит на фоне растущих мировых цен на нефть. "Да, наша экономика зависит от экспорта сырья, но я против того, чтобы возводить эту зависимость в абсолют". По мнению М. Фрадкова, когда в ходе среднесрочного планирования обсуждается цена на нефть, "мы сами обрекаем себя на нефтяной синдром".
Не в угоду будь сказано, но премьер попал в точку. И, кстати, жесткость и "накатанность" оценок Фрадкова усиливается. Ведь уже полгода правительство объявило, что во главу угла среднесрочного, в том числе бюджетного, планирования ставятся задачи, ориентированные на результат, на достижение определенных, конкретных целей - по крайней мере, там где это возможно по здравому смыслу. Если есть проект, разработано технико-экономическое обоснование, проведена независимая экспертиза, то финансирование должно быть лишь средством достижения цели, осуществления проекта. Естественно, с контролем эффективности, и чтобы не разворовали.
На деле же выходит с точностью до наоборот. Установка на нецелевое использование принимается априори. Затем берется цена на нефть и определяется необходимый рост Стабфонда, уровень расходов относительно ВВП. Последние распределяются пропорционально ведомственной влиятельности.
Неудивительно, что в такой схеме внутренние факторы роста зачастую обсуждаются и оцениваются, по выражению М. Фрадкова, по остаточному принципу. Он заложен в саму нынешнюю инерционную методологию и технологию бюджетного процесса, когда не бюджет работает на экономику, а экономика - на бюджет. Или, иными словами, не государство оказывает услуги населению и бизнесу, а наоборот, население и бизнес работают ради неких высших государственных интересов.
И все же, по мнению премьера, активизация внутренних источников роста позволит России уйти от экспортно-сырьевой зависимости и сохранить приемлемые темпы роста экономики. "Задача удвоения ВВП за 10 лет остается на повестке дня", - оптимистично настроен глава правительства.